Реклама

Главная - Полезное
Комиссия по цифровой экономике. Подкомиссия по цифровой экономике создана при правительственной комиссии по ит. Направления развития: восемь минус три

По словам главы правительства Дмитрия Медведева, при реализации программы цифровой экономики должны быть решены несколько задач: во-первых, расширение поддержки стартапов, малого и среднего бизнеса, которые занимаются разработкой и внедрением цифровых технологий, «потому что именно этот сегмент бизнеса наиболее активно вовлечён в такого рода деятельность». «Чтобы бизнес сам приходил в «цифру», надо подумать, какую финансовую поддержку ему оказать, какие налоговые режимы дополнительно создать, какие административные барьеры из существующих можно было бы устранить», — сказал Медведев на совещании о реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» во вторник.

В совещании приняли участие первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Игорь Шувалов, помощник президента РФ Андрей Белоусов, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, министр экономического развития Максим Орешкин, руководители профильных компаний.

Во-вторых, сказал премьер, нужно будет следить, как реализуются программы цифровой экономики в других странах, сотрудничать с зарубежными компаниями там, где это возможно, создавать совместные проекты, приглашать талантливых специалистов, иностранцев на работу в Россию и возвращать наших граждан, которые уехали и занимаются этими темами. «Развивая технологии, нам не следует замыкаться только на каких-то своих подходах», — сказал Медведев.

Кроме того, он заявил о намерении создать автономную некоммерческую организацию «Цифровая экономика». В состав этой организации готовы войти крупные структуры, такие как «Ростех», «Росатом», Сбербанк, «Ростелеком», фонд «Сколково», Агентство стратегических инициатив, «Яндекс», Mail.Ru, «Рамблер» и некоторые другие. «Новая организация будет формировать запросы от бизнеса, проводить мониторинг программы «Цифровая экономика», оценивать эффективность реализации этой программы. И будет совещательным органом управления, определяющим некоторые стратегические моменты и, конечно, технику», — сказал премьер.

Правительство создает подкомиссию по программе «Цифровая экономика»

© Фото с сайта government.ru

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение об инструменте оперативного управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Об этом сообщает пресс-служба правительства.

Для оперативного управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» создается подкомиссия по цифровой экономике при правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Утвержден персональный состав подкомиссии. В состав подкомиссии вошли представители федеральных органов исполнительной власти, аппарата правительства и администрации президента России, агентства стратегических инициатив, аналитического центра при аравительстве России.

Возглавляет подкомиссию первый заместитель руководителя аппарата правительства Максим Акимов.

Ранее Медведев говорил о том, что цель программы — организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни — и в экономике, и в предпринимательстве, как социальной деятельности и в госуправлении, социальной сфере и в городском хозяйстве. Перевод экономики в цифру — вопрос глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности. Горизонт исполнения программы — 2024 год. Программа состоит из пяти направлений, касающихся нормативного регулирования, образования, кадров, формирования исследовательских компетенций и IT-инфраструктуры и кибербезопасности.

В июле 2017 г. правительство утвердило программу «Цифровая экономика», подготовленную Минкомсвязью по поручению президента Владимира Путина. Немногим ранее цифровая экономика была включена в перечень основных направлений стратегического развития России до 2025 г. Основная цель программы – создание в России экосистемы цифровой экономики, в которой «данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности». Программа определяет базовые направления, задачи и сроки реализации основных мер государственной политики по развитию цифровой экономики на период до 2024 г.

Кто будет управлять «Цифровой экономикой»?

Осуществлять контроль за реализацией программы и утверждать планы мероприятий будет правительственная комиссия по использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под председательством Дмитрия Медведева . Этот орган был создан путем преобразования в 2013 г. правкомиссии по внедрению ИТ в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.

15 августа 2017 г. постановлением правительства создана подкомиссия по цифровой экономике при правительственной комиссии по использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Новая подкомиссия под председательством Максима Акимова , первого заместителя руководителя аппарата правительства РФ, будет рассматривать проекты планов мероприятий и вносить соответствующие предложения в правкомиссию, контролировать выполнение планов мероприятий и рассматривать возникающие между их участниками разногласия или противоречия в законопроектах.

Контроль за реализацией программы и утверждение планов мероприятий Рассмотрение проектов планов мероприятий и представление на рассмотрение Комиссии подготовка предложений президенту РФ по вопросам разработки и реализации программы «Цифровая экономика» Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за реализацию направлений Программы. Координация исполнения планов мероприятий, представление Комиссии одобренных подкомиссией планов Сбор предложений и подготовка проектов планов мероприятий. Выполнение планов мероприятий Подготовка предложений в проекты планы мероприятий. Участие в оценке эффективности

Функции проектного офиса по реализации программы закреплены за АНО «Аналитический центр при Правительстве РФ». Эта организация будет отвечать за создание информационной системы электронного взаимодействия участников реализации программы и организационно-методологическое сопровождение.

За реализацию первых двух направлений («Нормативное регулирование» и «Кадры и образование» ответственным органом исполнительной власти назначено Минэкономразвития, по остальным – Минкомсвязь). Министерства будут координировать исполнение планов мероприятий, представлять правкомиссии одобренные подкомиссией планы, согласовывать проекты с заинтересованными сторонами.

Важным моментом в управлении госпрограммой является учреждение ведущими компаниями АНО «Цифровая экономика». Организация, создаваемая такими лидерами рынка как Ростелеком, «Мегафон», «Росатом», Сбербанк, Агентство стратегических инициатив (АСИ), «Ростех», «Яндекс», «Открытая мобильная платформа», «1С», Mail.Ru Group, МТС, «Сколково», «ВЭБ инновации», Rambler & Co, «Почта России» и «Билайн», будет формировать рабочие группы и центры компетенций по каждому направлению программы, взаимодействовать с бизнесом, поддерживать стартапы, а также оценивать эффективность реализации программы и готовить ежегодный доклад на соответствующую тему. Генеральным директором АНО «Цифровая экономика» стал Евгений Ковнир , до недавнего времени работавший замдиректором направления «Молодые профессионалы» в АСИ. Евгений Ковнир ранее работал директором департамента развития отрасли ИТ в Минкомсвязи.

Также примут участие в оценке эффективности и рабочие группы, ответственные за подготовку предложений в планы мероприятий и соответствующие заключения. Уже определены руководители рабочих групп: рабочую группу по направлению «Нормативное регулирование» возглавит Руслан Ибрагимов (ПАО «МТС»), «Кадры и образование» – Борис Нуралиев («1С»), «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» – Александр Повалко (РВК), «Информационная инфраструктура» – Анна Серебряникова («МегаФон»), «Информационная безопасность» – Наталья Касперская (InfoWatch).

Центры компетенций будут собирать предложения в проекты планов мероприятий и готовить проекты планов мероприятий (включая пояснительные записки и финансово-экономическое обоснование). Также центры будут заняты непосредственно выполнением планов мероприятий в рамках своей компетенции и отчитываться в ответственный федеральный орган исполнительной власти (Минэкономразвития или Минкомсвязь) и проектный офис. Центром компетенции по направлению «Нормативное регулирование» определен «Сколково», «Кадры и образование» – Агентство стратегических инициатив, «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» – «Ростех» и «Росатом», «Информационная инфраструктура» – «Ростелеком», «Информационная безопасность» – Сбербанк. Конкретный план мероприятий по программе «Цифровая экономика» будет подготовлен Минкомсвязью до 30 октября 2017 г.

В CNews Analytics проанализировали активность правкомиссии по ИТ за период 2010 - 2017 гг. – на графиках ниже наглядно отображена активность правкомиссии по ИТ и то, как постепенно, год от года, сокращалось количество ее совещаний и заседаний. Если первый председатель Сергей Собянин в среднем проводил по 1,89 заседаний в месяц, то у последних двух председателей Владислава Суркова и Дмитрия Медведева этот показатель сократился до 0,22 и 0,21 заседания в месяц соответственно. За 48 месяцев на посту председателя правкомиссии по ИТ Дмитрий Медведев провел всего 10 заседаний.

Источник: CNews Analytics, 2017

Источник: CNews Analytics, 2017

Нормативное регулирование: блокчейн, борьба с цифровыми картелями и единая цифровая среда доверия

Утвержденная программа «Цифровая экономика» предполагает создание регуляторной среды, благоприятствующей возникновению и развитию новых цифровых технологий. В первую очередь планируется снять ключевые ограничения и создать отдельные правовые институты, направленные на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики.

К концу 2018 г. будут приняты нормативно-правовые акты (НПА), обеспечивающие создание правовых условий для формирования «единой цифровой среды доверия»: удаленная идентификация и аутентификация физических и юридических лиц для совершения юридически значимых действий будет приравнена к очно-бумажных формам взаимодействия. Также будет легализован и урегулирован рынок услуг третьей доверенной стороны, независимо фиксирующей и предоставляющей заинтересованным лицам юридические факты, связанные с электронным взаимодействием и документами.

До конца 2020 г. должна быть разработана и принята нормативная база для сбора, хранения и обработки больших массивов данных, в том числе с использованием новых технологий, при условии защиты прав и законных интересов субъектов и владельцев. К этому же сроку будут урегулированы правовые вопросы, связанные с использованием робототехники и искусственного интеллекта, а также будут внедрены стандарты раскрытия информации, в том числе в виде открытых данных и раскрытие данных по умолчанию органами госуправления.

Источник: CNews Analytics, 2017

Организации, ведущие приоритетные виды деятельности цифровой экономики, в том числе сбор и использование данных, или имеющие определенный уровень информатизации процессов и готовые открыть их для государства, с конца 2020 г. смогут воспользоваться особым правовым режимом, обеспечивающим комфортные условия для развития.

Изменения коснутся также сферы интеллектуальных прав (борьба со злоупотреблениями в виде сопряжения патентов и стандартов, технологической дискриминации и т.п.) и антимонопольного законодательства – государство обязуется снимать входные барьеры для стартапов в части доступа к ключевых технологиям и базам данных, противодействовать «цифровым картелям» и антиконкурентному поведению на инновационных рынках. Программа обещает до конца 2020 г. обеспечить нормативное регулирование инновационных технологий на финансовом рынке, создать правовые условия для технологий децентрализованного ведения реестров и удостоверения прав.

Впрочем, 87-страничный документ нацелен на создание «цифровой среды доверия» не только в России, но и на территории Евразийского экономического союза – планируется формировать общие подходы к цифровой экономике, гармонизировать в соответствии с ними российское законодательство и снимать ограничения на пути развития цифровой экономики, содержащиеся в праве ЕАЭС.

Кадры и образование: цифровой аналог ГТО, массовая переподготовка кадров и поиск талантов

По направлению «Кадры и образование» программа предполагает создание ключевых условий подготовки кадров для цифровой экономики – для этого системе образования предстоит пройти через ряд преобразований, россиян будут мотивировать к освоению новых компетенций, а рынок труда должен опираться на требования цифровой экономики.

Уже в следующем году появится частно-государственный венчурный фонд для поддержки перспективных образовательных проектов цифровой экономики. Кроме того, будет создана система раннего выявления, поддержки и сопровождения высокомотивированных и талантливых учащихся, в рамках которой предусмотрена грантовая поддержка педагогов и организаций, работающих с юными дарованиями. Все организации общего образования перейдут к независимой аттестации сформированности у обучающихся базовых компетенций цифровой экономики, а для организаций, занятых подготовкой специалистов по предметной области «Технология», в 2020 г. будет создан особый правовой режим.

До конца 2019 г. федеральные образовательные стандарты для всех уровней образования будут актуализированы с учетом требований цифровой экономики, а также будет внедрен открытый формат индивидуальных профилей компетенций граждан и траекторий их развития, включающих результаты учебной и трудовой деятельности. Планируется, что к 2024 г. 100% учащихся и не менее 60% всех граждан будут использовать персональные траектории развития, которые заменят привычные трудовые книжки. Предполагается устранить барьеры и обеспечить регулирование «гибких» трудовых отношений, в том числе удаленную работу.

Предполагается широкое использование дистанционных образовательных технологий, содействие развитию предпринимательских навыков у учащихся, и обеспечение госзаказа по перечню специальностей, критически важных для цифровой экономики. Уже в следующем году правительство планирует устранить барьеры, препятствующие найму иностранных специалистов, представляющих особый интерес для цифровой экономики. В частности, внедрить «карту молодого профессионала» – иностранцы с высокими компетенциями, свободно владеющие русским языком, смогут въезжать по ней и работать в России, а также получать ряд других преференций. Планируется использовать механизм стипендий для перспективных иностранных студентов и специалистов, планирующих работать в РФ. А с уехавшими, наоборот, за рубеж российскими специалистами будут поддерживаться деловые и культурные связи.

К концу 2020 г. россияне получат возможность быстро освоить базовые компетенции цифровой экономики через систему «элитного» среднего профессионального образования. В разработке стратегий развития организаций профессионального образования будут принимать участие высокотехнологичные отечественные компании, действующим работникам ИТ-индустрии обещают создать комфортные условия для привлечения их в качестве преподавателей.

Эти и многие другие усилия должны вывести Россию к 2024 г. на 12 место в международном рейтинге PISA и на 30 место в рейтинге привлечения талантов Global Talent Competitiveness Index. Ежегодно запланировано 800 тыс. выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, обладающих навыками в сфере ИТ на среднемировом уровне, и 120 тыс. выпускников высшего образования – профессионалов в сфере ИТ.

В 100 крупнейших компаниях России будут определены потребности по переподготовке кадров и выбраны операторы переподготовки. Также будут запущены программы «цифровой грамотности» для старшего поколения с привлечением инициатив школьников. На обучение детей и взрослых цифровой грамотности государством будут выдаваться цифровые ваучеры (система стимулирующих выплат). Поступающим в вузы на определенные профессии будут предоставлены преимущества в случае успешной сдачи абитуриентом «цифрового аналога нормативов ГТО», такая аттестация также сулит нематериальные льготы работникам компаний. В то время как для госслужащих и работников госкомпаний наличие базовых компетенций в цифровой экономике станет обязательным с 2024 г.

Исследовательские компетенции и технологические заделы: международное сотрудничество и адресная поддержка компаний

Весь раздел, посвященный формированию исследовательских компетенций и технологических заделов, сфокусирован на задачах по формированию соответствующей институциональной среды и созданию системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики. Так, в 2018 г. планируется создать пилотную цифровую платформу для исследований и разработок по одному из направлений «сквозных» технологий, в перечень которых входят: большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, а также технологии виртуальной и дополненной реальностей.

К 2024 г. планируется создать по одной цифровой платформе для исследований и разработок по каждому направлению «сквозных» технологий с не менее чем 10 участниками и 3 партнерами из числа международных центров компетенций. По части международного сотрудничества до конца 2020 г. российские организации должны принять участие в реализации не менее 10 крупных международных проектов в приоритетных направлениях МНТС (объемом не менее $3 млн.) в области цифровой экономики на базе эффективных международных партнерств и совместного финансирования.

В следующем году будет создано не менее двух отечественных центров компетенций по направлениям «сквозных» технологий на базе организаций-лидеров, координирующих проводимые в стране исследования и разработки. Для вовлечения крупных компаний в работу таких центров будет разработана система мер, предусматривающая в том числе финансовое стимулирование и механизмы ГЧП. К 2020 г. предполагается появление не менее двух центров компетенций по каждому из направлений «сквозных» технологий.

Для формирования компетенций по «сквозным» технологиям до 2024 г. на базе ведущих вузов и научных организаций будет запущено не менее 5 аспирантских и магистерских школ по «сквозным» технологиям, а для сотрудников НИИ и вузов будет внедрена система творческих отпусков (sabbatical). Кроме того, планируется отправлять российских специалистов на обучение за рубеж – до конца 2024 г. не менее 500 специалистов пройдут обучение «сквозным» технологиям за рубежом и вернутся в Россию.

С 2018 г. на ежегодной основе будет проводиться отбор компаний, способных стать лидерами на глобальных технологических рынках, для дальнейшей поддержки коммерциализации результатов их исследований и разработок, в т.ч. экспорта (компенсация части затрат на логистику, сертификацию, правовую охрану, выставочную деятельность, льготное кредитование и т.п.). До 2020 г. планируется адресная поддержка пяти компаний в год, далее их количество будет увеличено до 10. К 2024 г. планируется реализовать не менее 30 проектов (объемом не менее 100 млн. руб.) с высоким коммерческим потенциалом в области цифровой экономики с учетом приоритетов научно-технологического развития РФ.

Показателем развития исследований и разработок в области цифровой экономики станет почти 60%-ый рост количества патентных заявок к 2024 г. по пяти ключевым технологическим областям и повышение до 4,3% доли сектора ИКТ в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки.

Информационная инфраструктура: 5G в крупных городах, по 100 Мбит/сек в каждый дом

Программой «Цифровая экономика» предполагается серьезное развитие информационной инфраструктуры: к 2024 г. 97% российских домохозяйств и 100% органов госвласти и местного самоуправления, лечебно-профилактических и образовательных организаций получат ШПД к сети (не менее 100 Мбит/сек). 100% федеральных автомобильных трасс будет обеспечено покрытием радиотелефонной связи, а в 15 городах-миллионниках будет устойчивое покрытие 5G.

В планах построение федеральной сети узкополосной связи по технологии LPWAN для сбора и обработки телематической информации – в третьем квартале 2019 г. LPWAN-сети с использованием преимущественно отечественного оборудования будут внедрены в первых пяти городах-миллионниках. В этом же году следует ожидать запуска ЦОДов в Центральном, Северо-Западном, Уральском и Сибирском федеральных округах. Распределенная система ЦОДов (с использованием отечественного оборудования) будет обеспечивать обработку всех данных, формируемых российскими гражданами и организациями на территории РФ; мощность российских ЦОДов к 2024 г. достигнет 80 тыс. стойко-мест. До конца 2019 г. будет запущена государственная единая облачная платформа, на которую последовательно переведут ИС и ресурсы госорганов.

В 2020 г. будет реализована система управления мастер-данными – данные, в том числе, государственные станут доступны для использования в цифровых платформах, а также будут созданы отечественные цифровые платформы сбора, обработки и распространения пространственных данных для нужд картографии и геодезии и данных дистанционного зондирования Земли (проект «Цифровая земля», нацеленный на создание и регулярное обновление сплошного бесшовного покрытия данными ДЗЗ территории всего земного шара).

Информационная безопасность: импортозамещение, больше госрегулирования и новые виды ответственности

Основополагающими принципами ИБ авторы программы определили: использование российских технологий для обеспечения целостности, конфиденциальности, аутентификации и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки; преимущественное использование отечественного ПО и оборудования; применение российских криптографических стандартов.

В конце 2019 г. Уголовный кодекс РФ дополнится за счет криминализации новых типов деяний, совершенных с использованием информационных технологий. А с начала 2020 г. должностные лица будут нести административную ответственность за неиспользование сертифицированных криптографических алгоритмов при организации соединений по защищенным протоколам.

Предполагается целый комплекс мер по усилению государственного контроля в сфере ИБ. Так, в 2019 г. будет введена в эксплуатацию централизованная система мониторинга и управления единой сетью электросвязи РФ. До конца текущего года будет закреплен правовой статус и порядок функционирования российского сегмента интернета, а в начале 2019 г. будут законодательно приняты требования к программно-техническим средствам защиты от компьютерных атак, включая DDoS-атаки, противоправного контента, средствам анализа и фильтрации трафика. Средний срок простоя ГИС из-за компьютерных атак должен сократиться с 65 часов в 2018 г. до 1 часа в 2024 г.

В документе также говорится о переводе маршрутизации трафика российского сегмента интернета на территорию России. Доля российского интернет-трафика, маршрутизируемого через иностранные серверы, должна сократиться с 50% в 2018 г. до 10% в 2024 г. согласно «дорожной карте», а в основном тексте программы этот же индикатор указан уровне 5% (предположительно, остался от первоначальной редакции программы).

В начале следующего года планируется создать Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ. Позже будут законодательно закреплены преференции для отечественного компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования при осуществлении госзакупок и установлены требования по его использованию на объектах инфраструктуры обработки данных, к 2024 г. оборудование российского производства должно появиться на всех объектах информационной инфраструктуры РФ.

На постоянной основе будет проводиться мониторинг и контроль текущей ситуации с закупками отечественного программного обеспечения, а для производителей и потребителей отечественного оборудования будет разработана система стимулов. Похожие механизмы стимулирования будут созданы для разработчиков и пользователей российского ПО – госорганами, госкомпаниями и компаниями с государственным участием к 2024 г. должно закупаться не более 10% иностранного софта (для оборудования этот индикатор установлен на уровне 50%).

В следующем году будут созданы совет по вопросам безопасности новых технологий и центр компетенций по вопросам межмашинного взаимодействия. В сфере межмашинного взаимодействия в киберфизических средах и интернета вещей будут приняты национальные стандарты, введена ответственность за несанкционированное вмешательство, будут внедряться отечественные комплексы обеспечения безопасности.

Для обеспечения «защиты прав, свобод и законных интересов личности» в условиях цифровой экономики будут законодательно определены права и обязанности участников информационного взаимодействия при обработке персональных данных, больших пользовательских данных, в том числе в социальных сетях и прочих средствах социальной коммуникации. К концу 2020 г. государство планирует установить контроль обработки и доступа к таким данным, а за их ненадлежащую обработку и безопасность будет установлена ответственность. Авторы программы планируют создать ресурс, на котором граждане смогут получить информацию о случаях использования их персональных данных и отказаться от такого использования.

В 2019 г. будут законодательно установлены требования по идентификации пользователей сети или интернета вещей, а также разграничены права собственности на создаваемые пользователями данные. Для предотвращения появления в рунете противоправной информации будут разработаны специальные механизмы, включая удаление такой информации на базе саморегулируемых организаций.

Кроме того, предполагается, что к 2024 г. 90% хозяйствующих субъектов будет использовать национальную платежную систему, а ИТ-компании будут охотно присоединяться к системе добровольного декларирования уровня безопасности продуктов и услуг ИКТ (Декларация информационной безопасности).

Сколько стоит «Цифровая экономика»?

В своем выступлении на заседании совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам в июле 2017 г. Николай Никифоров , министр связи и массовых коммуникаций РФ, заявил, что расходы на реализацию программы «Цифровая экономика» составят приблизительно 100 млрд руб. в год. При этом министр отметил, что значительная часть средств уже заложена в расходах федерального бюджета. Однако позже, на конференции CNews «ИКТ в госсекторе» замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Козырев , что данная сумма не является оценкой Минкомсвязи.

«Это была оценка сверху, и сделана она была на основе экспертных заключений, - пояснил Козырев происхождение оценки в 100-миллиардных потребностях. - Когда мы говорим о бюджете, мы должны иметь четкое обоснование, почему то или иное мероприятие стоит именно этих денег. Такое обоснование сделать невозможно, пока у нас нет детальных планов по реализации программы».

Замминистра отметил, что на текущий момент в бюджете на 2018 г. и период 2019-2020 гг. не существует статьи расходов по направлению «Цифровая экономика». Алексей Козырев полагает, что расходы по финансированию программы будут учтены в ноябре 2017 г. в рамках правительственных поправок в бюджет.

Источник: CNews Analytics, 2017

15 августа 2017 г. Дмитрий Медведев провел совещание, по итогам которого Минэкономразвития, Минкомсвязи было поручено совместно с Внешэкономбанком (ВЭБ) разработать предложения по объемам и механизмам финансирования ВЭБ «высокотехнологичных и инновационных проектов, реализуемых в том числе в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации», и обеспечить рассмотрение указанных предложений на заседании наблюдательного совета Внешэкономбанка. Заседание наблюдательного совета ВЭБ, на котором будут рассмотрены предложения по финансированию «Цифровой экономики», состоится в октябре 2017 г.

Направления развития: восемь минус три

Таким образом, основными направлениями развития цифровой экономики являются: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. Необходимо отметить, что первоначальный проект программы, представленный в апреле 2017 г., претерпел существенные изменения. По итогам ПМЭФ-2017 В. Путин отправил проект на доработку и в финальной версии он лишился трех из восьми базовых направлений развития: изначально вдобавок к утвержденным пяти направлениям планировались также серьезные изменения в области государственного управления, «умных городов» и цифрового здравоохранения.

Так, в сфере гоусправления к 2025 г. планировалось перевести в электронную форму 80% всех услуг органов власти, а показателем выполнения этой задачи считалась удовлетворенность граждан качеством электронных услуг на уровне 90%. Полностью отказаться от бумаги должны были организации при предоставлении любых форм отчетности, при этом 30% отчетов должно было формироваться в автоматическом режиме. Не менее 90% документооборота внутри и между ведомствами планировалось перевести в цифровой формат с применением электронных подписей. В первой версии программы «Цифровая экономика» планировалась реализация концепции «50 «умных» городов России», в которой участвовало бы 50 млн жителей этих городов. 90% решений о развитии и функционировании таких городов принималось бы с участием граждан в форме электронного голосования, а в 12 из 50 «умных» городов велась бы опытная эксплуатация беспилотного общественного транспорта.

Информационная инфраструктура

  • 0,05 %
  • 97 %
  • 100 % органов власти субъектов РФ, медицинских и образовательных организаций имеют ШПД – 100 Мбит/сек , 100 % федеральных органов власти имеют ШПД – 1 Гбит/сек
  • 5G в городах с населением >1 млн жителей
  • 65 тыс. км федеральных автомобильных трасс с устойчивым покрытием радиотелефонной связи
  • 9 опорных ЦОДов в федеральных округах
  • 80 тыс.
  • 10 %
  • На 90 %
  • 90 %
  • 90 %
  • 0,05 % среднедушевых денежных доходов составит абонентская плата за фиксированный доступ к интернету
  • 97 % – доля домохозяйств, в которых есть широкополосный доступ к интернету
  • 100 % органов госвласти и местного самоуправления, лечебно-профилактических и образовательных организаций имеют ШПД не менее 100 Мбит/сек
  • 15 городов-миллионников с устойчивым покрытием 5G
  • 5G в городах с населением >300 тыс. жителей
  • 100 % км федеральных автомобильных трасс с устойчивым покрытием радиотелефонной связи
  • 8 опорных ЦОДов в федеральных округах
  • 80 тыс. стойко-мест – мощность российских ЦОДов
  • 10 % – доля России в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных
  • На 90 % экономически освоенных территорий РФ создана единая государственная среда передачи навигационной и логистической информации
  • 90 % – доля российских данных ДЗЗ в общем объеме данных ДЗЗ, используемых в российских геоинформационных системах
  • 90 % ИС и ресурсов органов госвласти и местного самоуправления перенесены в единую государственную облачную платформу

Кадры и образование

  • 5 место у России в топ-20 рейтинга привлекательности работы для высококвалифици- рованных специалистов
  • 50 %
  • 500 тыс./год
  • 100 тыс./год
  • 40 %
  • 100 %
  • 1 млн
  • 12 место России в рейтинге PISA
  • 30 место
  • На базе 100 крупнейших компаний / государственных корпораций РФ открыты центры для переподготовки специалистов по топ-100 компетенциям цифровой экономики.
  • 5 место у России в топ-20 рейтинга привлекательности работы для высококвалифицированных специалистов
  • 50 % учебного времени обучающиеся используют и осваивают цифровые инструменты в рамках программ общего образования
  • 60 % граждан использует профиль компетенций и персональную траекторию развития
  • 800 тыс./год – количество выпускников высшего и среднего профессионального, обладающих навыками в сфере ИТ на среднемировом уровне
  • 120 тыс./год – количество выпускников высшего образования – профессионалов в сфере ИТ
  • 100 % государственной итоговой аттестации выпускников проходит с использованием цифровых инструментов
  • 100 % обучающихся выбирает для получения компетенций индивидуальные траектории обучения
  • 1 млн специалистов, прошедших переобучение в рамках дополнительного образования
  • 12 место России в рейтинге PISA
  • 30 место России в Global Talent Competitiveness Index

Формирование исследовательских компетенций и технических заделов

  • 10 цифровых платформ для исследований и разработок, не менее 50 участников
  • 10 компаний-чемпионов в области «сквозных» технологий, конкурентоспособных на глобальных рынках за счет успешного использования результатов ИиР
  • 100 исследовательских проектов (не менее 20 млн руб.) с использованием цифровых платформ
  • Рост числа патентных заявок к 2025 г. по 4 технологическим областям на 50%
  • 4,3 %
  • 10 российских организаций участвуют в реализации крупных международных проектов в сфере исследований цифровой экономики
  • 90 % ИС и ресурсов органов госвласти и местного самоуправления перенесены в единую государственную облачную платформу
  • По 2 центра компетенций по каждому из направлений «сквозных» технологий
  • 15 «полигонов» для отработки «сквозных» технологий в рамках цифровых платформ
  • 15 технопарков (как вновь созданных, так и переориентированных), функционирующих в области цифровых платформ
  • 20 исследовательских центров крупнейших глобальных игроков в области цифровой экономики
  • 50 makerspace для ученых на базе вузов, научных организаций, компаний в рамках цифровых платформ
  • 10 отраслевых цифровых платформ для основных предметных областей экономики, не менее 100 участников
  • 10 компаний – технологических лидеров, конкурентоспособных на глобальном рынке
  • Рост числа патентных заявок к 2024 г. по 5 технологическим областям на 60%
  • 10 российских организаций участвуют в реализации крупных (объемом $3 млн.) международных проектов в сфере исследований цифровой экономики
  • 90 % ИС и ресурсов органов госвласти и местного самоуправления перенесены в единую государственную облачную платформу
  • 500 специалистов были обучены за рубежом по направлениям «сквозных» технологий и вернулись в Россию

Информационная безопасность

  • 8-е место
  • 5 %
  • 75 %
  • 30 % иностранного ПО закупается ФОИВ/РОИВ/ госкорпорациями /компаниями с государственным участием
  • 75 % субъектов информационного взаимодействия (органов государственной власти и местного самоуправления, компаний с государственным участием и/или относящихся к критической информационной инфраструктуре), используюет стандарты безопасного информационного взаимодействия в части АСУ ТП и интернета вещей
  • 97 %
  • 50 %
  • 90 %
  • 1 час
  • 50 %
  • 8-е место в индексе кибербезопасности МСЭ в 2020 году
  • 10 % внутреннего сетевого трафика российского сегмента интернета, маршрутизируемого через иностранные серверы
  • 75 % организаций использует стандарты безопасного информационного взаимодействия
  • 10 % иностранного ПО закупается ФОИВ/РОИВ/ госкорпорациями / компаниями с государственным участием
  • 90 % субъектов информационного взаимодействия (органов государственной власти и местного самоуправления, компаний с государственным участием и/или относящихся к критической информационной инфраструктуре), используюет стандарты безопасного информационного взаимодействия в части киберфизических систем и интернета вещей
  • 97 % граждан, использовавших интернет в течение последних 12 мес., используют средства защиты информации
  • 50 % ИКТ-оборудования иностранного производства закупается ФОИВ/РОИВ/ госкорпорациями /компаниями с государственным участием
  • 90 % хозяйствующих субъектов использует национальную платежную систему
  • 1 час средний срок простоя государственных ИС в результате компьютерных атак
  • 50 % граждан повысили грамотность в сфере ИБ, медиапотребления и использования интернет-сервисов
  • 90 % внутри- и межведомственного обмена документами в электронном виде с применением электронной подписи
  • Утверждение детализированной концепции « 50 «умных» городов России»
  • 50 млн чел. – население городов, участвующих в реализации концепции «50 «умных» городов России»
  • 90 % решений о развитии и функционировании городов принимается с участием граждан путем электронного голосования
  • 95 % новых потребителей (в том числе домохозяйств в новостройках) и потребителей, заменивших приборы учета в течение 2017-2020 гг., применяют приборы дистанционного учета потребления тепло-, энерго- и водных ресурсов
  • В 12 «умных» городах ведется опытная эксплуатация беспилотного общественного транспорта
  • 80% зданий и сооружений объектов недвижимости строится с применением цифровых моделей
  • На 30 % повышена производительность и эффективность использования материальных, человеческих, информационных и иных ресурсов и данных при оказании медицинских услуг
  • Создана инфраструктура функционирования цифровых медицинских сервисов
  • 100 % медицинских организаций перешло на электронный медицинский документооборот
  • 50 % новорожденных с ведением молекулярного «омиксного» профиля в рамках ЭМК
  • 12 бизнес-инкубаторов и акселераторов создано институтами развития в области цифрового здравоохранения
  • 100 % врачей, имеющих возможность получить доступ к ИЭМК пациента с его разрешения
  • 100 % медицинских организаций всех форм собственности имеют доступ к сервисам персонифицированного мониторинга состояния здоровья пациентов при условии их согласия
  • 100 % медицинских работников используюет единую систему идентификации в рамках экосистемы цифрового здравоохранения

Исключенный из программы раздел «Цифровое здравоохранение» описывал задачи по созданию в России экосистемы цифрового здравоохранения путем трансфера инновационных решений в медучреждения и поддержки отечественных стартапов в этой области через 12 бизнес-инкубаторов и акселераторов. Например, предполагался переход всех медицинских организаций на электронный медицинский документооборот, доступ 100% врачей к ИЭМК и сервисам персонифицированного мониторинга состояния здоровья пациента (с его согласия) и повышение на 30% производительности материальных, человеческих, информационных ресурсов при оказании медуслуг. У граждан должны были появиться электронные медкарты, а у половины новорожденных велся бы молекулярный омиксный профиль. Исключение вышеуказанных трех направлений из проекта программы правительство никак не прокомментировало.

Алима Нургазиева

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление об образовании при Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условия ведения предпринимательской деятельности подкомиссии по цифровой экономике. Об этом глава Правительства заявил на совещании о реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в работе которого принял участие Министр экономического развития РФ Максим Орешкин.

«Цифровая экономика – это пространство для совместной работы всех органов власти, бизнеса, науки и в целом людей, которые занимаются этими проблемами. Чтобы скоординировать это взаимодействие, внутри аппарата мы создадим подкомиссию по цифровой экономике, которая будет решать поставленные задачи в оперативном режиме. В неё войдут представители федеральных ведомств, Аппарата Правительства, Администрации Президента, Агентства стратегических инициатив, Аналитического центра при Правительстве», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Персональный состав подкомиссии утвержден соответствующим распоряжением. В него вошли в статусе заместителя председателя подкомиссии – статс-секретарь-заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев и заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов. Возглавил подкомиссию Первый заместитель Руководителя Аппарата Правительства Максим Акимов.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства РФ и включена в перечень основных направлений стратегического развития страны до 2018 года и на период до 2025 года.

Документы

  • () Скачать
  • () Скачать

14 февраля этого года был создан Совет по законодательному обеспечению развития цифровой экономики при Председателе Госдумы Вячеславе Володине . В число задач Совета входит обсуждение важнейших проблем в сфере высоких технологий, в том числе решение вопросов развития искусственного интеллекта, робототехники и др., а также участие в подготовке законодательных инициатив. По словам председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонида Левина , в настоящий момент Совет готовится к реализации большой программы: Правительственная комиссия по связи планирует внести в Госдуму около 50 законопроектов в рамках программы " ". "Разрабатываемый пакет документов сделает революцию в области использования государством технологий в интересах граждан", – заявил депутат на вчерашней пресс-конференции.

Помимо еще только готовящихся инициатив, есть и уже принятые законы. Так, на прошлой неделе депутатами было одобрено сразу несколько законов, имеющих непосредственное отношение к развитию цифровой экономики. Среди них закон о создании системы удаленной идентификации клиентов банков, предусматривающий возможность открывать банковские счета без личного присутствия физического лица. А также закон об обязательной идентификации товаров, согласно которому Правительство РФ получило право:

  • утверждать перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке идентификационными знаками;
  • определять перечень групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку товаров по видам деятельности;
  • вводить правила маркировки отдельных товаров;
  • устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности – "код товара", позволяющий идентифицировать товар и (или) товарную номенклатуру.

Возможна ли передача между учреждением и страховой компанией персональных данных пациентов – застрахованных лиц по электронной почте? Ответ на этот и другие практические вопросы – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Подобная идентификация призвана помочь отслеживать оборот товаров, их легальность, а также создать условия для защиты интересов хозяйствующих субъектов и потребителей. Закон вступит в силу с 1 января 2019 года.

Вместе с тем наряду с совершенствованием законодательства одной из наиболее важных задач по становлению цифровой экономики в России является повышение уровня знаний чиновников об информационных технологиях, уверен Левин. "К сожалению, люди, которые не только в регионах, но и на федеральном уровне отвечают за IT и развитие Интернета, сами не до конца понимают принципы их работы. Начиная с того, что многие из них не всегда могут отличить сайт от страницы в социальной сети или мессенджера, и заканчивая принятием неверных решений, связанных с развитием технологий. То, что они пытаются запретить, часто можно урегулировать через диалог с представителями индустрии. Более того, иногда коллеги-депутаты вносят тот или иной законопроект, не до конца понимая, как устроен Интернет и как работают технологии", – отметил он. Ожидается, что просветительскую задачу возьмет на себя Институт Развития Интернета (ИРИ), новым председателем которого Леонид Левин был назначен 4 декабря, сменив на этом посту Германа Клименко .

Кроме того, по прогнозам депутата, на площадках органов власти в ближайшее время начнется внедрение технологии блокчейн (база данных общего пользования без централизованного руководства, содержащая и сохраняющая все транзакции), которая, как ожидается, позволит обеспечить более высокую скорость передачи информации и ее безопасность. По его данным, эта технология уже применяется некоторыми банками и активно тестируется на площадке Росреестра, а ФАС России планирует задействовать ее при взаимодействии с различными организациями. При необходимости, добавил эксперт, государство готово законодательно регулировать особенности применения такой технологии.

"Чем быстрее мы создадим предпосылки для развития цифровой экономики в нашей стране, выработаем новые принципы, понятия и законодательные нормы, тем больше шансов, что мы не останемся на обочине, а сможем активно развивать экономическую деятельность", – заключил Левин.

 


Читайте:



$2,5 млрд на море: как греческий судовладелец сохраняет капитал в кризис

$2,5 млрд на море: как греческий судовладелец сохраняет капитал в кризис

Седьмой год подряд крупнейшее в мире классификационное общество Lloyd"s Register of Shipping, занимающееся регистрацией судов и оценкой их качеств,...

Дмитрий костыгин юлмарт. Компания "Юлмарт". Досье. Падение с вершины

Дмитрий костыгин юлмарт. Компания

Совладельцу «Юлмарта» вернули меру пресечения с разрешением ходить на работу Смольнинский райсуд Санкт-Петербурга вернул под домашний арест...

Порядок заполнения форм сметной документации в сфере стоимости строительной продукции

Порядок заполнения форм сметной документации в сфере стоимости строительной продукции

Смета - часть рабочей документации. Она необходима для любой стройки, любых работ. По смете определяют, сколько денег требуется стройке. Сколько их...

Курсовая работа: Внешние и внутренние функции государства

Курсовая работа: Внешние и внутренние функции государства

0 Факультет экономики и управления Кафедра государственного и муниципального управления Курсовая работа по дисциплине «СГиМУ» Внутренние и...

feed-image RSS