Реклама

Главная - Банки
Страны входящие в вто год статистика. Пятилетие членства в вто. Как давно Беларусь ведет переговоры с ВТО

Всемирная торговая организация (англ. World Trade Organization – WTO) — международная экономическая организация, создающая определенные условия торговли на территории стран-участниц.

История создания ВТО

ВТО была создана 01 января 1995 года с целью регулирования торгово-политических отношений между странами-участницами. Образована она на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году. Сам исторический факт создания Всемирной торговой организации произошел в городе Марракеш (страна- Марокко) в апреле 1994 года. Вследствие чего договор стран о создании единых правил торговли называют «Марракешским соглашением». Однако датой начала функционирования организации является 01 января 1995 года, поэтому эта дата признается как дата создания. На дату начала функционирования ВТО в состав входили 76 стран.

Основной целью создания всемирной торговой организации было введение единых принципов торговли на мировой арене для всех стран-участниц. Однако каждый из участников данного объединения имеет право вводить дополнительные меры контроля для товаров, поступающих на свои рынки.

Применение дополнительных условий для товаров вводится, в большей степени, в том случае, если в стране кризисная ситуация в какой-либо сфере производства. А так же данный принцип применяется при нарушении самих партнерских принципов ВТО.

Не смотря на более чем двадцатилетний стаж, ВТО не сыскала благосклонности в ряде стран. Основной причиной этого послужили сложность системы и устройства самой всемирной торговой организации.

Многие предприятия не видят всех возможных выгод, а так же не могут в полной мере оценить мировое положение системы в целом. При этом для стран-участниц данная система дает не только единый рынок на общих правилах, но и немалый список прав, для каждого участника торговый отношений.

На сегодняшний день штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (страна – Швейцария). Генеральный директор ВТО — Роберто Азеведо (бразильский экономист).

Принципы Всемирной Торговой Организации

  • Как бы не казались правила ВТО непростыми, на самом деле им присущи три основных принципа, на которых выстроена вся система единой торговли принцип наибольшего благоприятствования (РНБ). Этот принцип говорит о том, что не может существовать какая-либо дискриминация между странами-участниками.

Например, если товар ввозится из Гамбии (порядковый номер 125 в едином реестре стран-участников ВТО) и Франции (порядковый номер 69 в едином реестре стран-участников ВТО) на территорию Польши (порядковый номер 99 в едином реестре стран-участников ВТО), то условия для ввоза и регистрации этих товаров будут абсолютно одинаковыми;

  • Принцип национального режима. Самый неоднозначный принцип. Он предполагает, что условия для иностранных товаров, с условием, что они ввозятся членами ВТО, будут такими же, как и для товаров, произведенных на территории принимающей страны. Однако условия участия в ВТО не запрещает вводить процедуры, упрощающие системы продажи национальных товаров. Но такие правила, чаще всего, распространяются только для собственных предприятий-производителей. Тем самым подтверждая, что данный принцип всемирной торговой организации не совершенен;
  • Принципе транспарентности. Этот принцип является основой всех юридических соглашений участников ВТО. Он говорит о том, что каждая страна-участник должна обеспечить полную доступность других участников к своей нормативной и законодательной базе в разрезе торговли на её территории. Страны-участницы обязаны создать информационные центры, где в доступной форме каждая заинтересованная сторона, могла бы разъяснить для себя все интересующие её аспекты законодательного регулирования торговых отношений.

Для того чтобы вступить в ВТО руководству страны необходимо пройти очень длительную и щепетильную процедуру, в среднем она длится около пять лет. Основное требование для потенциальных стран участниц является приведение международной торговли к стандартам, прописанным в соглашении, подписанном на Уругвайском раунде.

На первом этапе оцениваются экономика и торговая политика страны в целом, после чего проходят длительные переговоры о потенциальной выгоде сторон от присоединения нового рынка к общей системе торговли.

В заключении, если стороны пришли к взаимному соглашению, новая страна-участница подписывает согласие на предлагаемые условия торговли, а так же её присваивается индивидуальный неизменные номер. Так же новая страна-участник обязана оплатить членство в данной организации в соответствии с действующими тарифами.

Для того чтобы выйти из ВТО необходимо направить письменное уведомление на имя генерального директора Всемирной торговой организации, в тором необходимо прописать свое желание покинуть данное объединение. Через шесть месяцев членство будет признано законченным. Стоит заметить, что в истории существования ВТО не было ни одного заявления с подобным ходатайством.

Функции и задачи ВТО

Основные функции ВТО заключаются в следующем:

  • мониторинг коммерческой политики государств-участников;
  • контроль за соблюдением всех договорных условий и отношений, заключенных под эгидой ВТО;
  • организация переговоров между странами-участницами ВТО;
  • обеспечение стран-участниц информационным пособием в рамках программы ВТО;
  • поддержание дипломатических связей с остальными странами и содружествами для развития торговых отношений;
  • разрешение спорных вопросов.

Исходя из перечисленных функций ВТО можно смело утверждать, что основной задачей Всемирной торговой организации является организация взаимодействия стран-участниц между собой, вследствие чего – спорных вопросов, которые могут появиться на этапе взаимодействия нескольких сторон.

Юридическую основу всех документов, выпущенных ВТО составляют шестьдесят соглашений, которые прописывают три основных принципа ВТО в различных формах и разрезах.

Структура ВТО

Так как уже в 2015 году насчитывалось 162 страны-участницы, при этом страны объединены одном единственным критерием – торговлей, при этом это страны с разным национальным языком, вероисповеданием, уровнем экономики и .

Поэтому так важно, чтобы все решения принимались сугубо в целях достижения материального благополучия, без применения какой-либо адресности.

Для того, чтобы принять то или иное решение, собираются большие совещания, в которых все участники пытаются достичь единого знаменателя. Так же разрешается метод открытого (или закрытого) голосования, по средством определения большинства. Но этот метод в истории работы ВТО ни разу не применялся.

Наибольшим количеством прав во Всемирной торговой организации обладают члены Министерской конференции, при этом члены данного структурного подразделения обязаны созывать заседания не реже одного раза в два года.

  1. Впервые эта конференция была собрана в 1996 году в Сингапуре (страна – Сингапур). Повесткой собрания было утверждение намеченных целей и задач, а также подтверждение основных принципов работы ВТО.
  2. Второй раз конференция была собрана в 1998 году в Женеве и была посвящена пятидесятилетию ГАТТ (сообществом, на основании которого и была организована Всемирная торговая организация).
  3. Третья конференция состоялась в 1999 году в Сиэтле (страна – США) и была призвана к формированию новых целей для определения нового направления торговли, однако данные переговоры так и остались безрезультативными.

Следующим звеном в структуре ВТО, после Министерской конференция, выступает Генеральный совет, который занимается ежедневной работой по оформлению стандартных документов и решения текущих задач.

В состав Генерального совета в ходят послы и главы делегаций стран-участниц, а периодичность сборов данного структурного подразделения составляет несколько раз в год. В свою очередь Генеральному совету подчиняется несколько подструктур, между которыми разделены основные функции ВТО:

  • Совет по торговле товарами. Его основная функция – это контроль за тем, чтобы принципы ВТО соблюдались на каждом уровне торговли среди стран-участниц. Так же описанные принципы должны соблюдаться и во всех документах, заключенных под эгидой ВТО;
  • Совет по торговле услугами. Это подразделении контроля следит за соблюдением правил ГАТС, которые были прописаны в соответствующем соглашении. Совет по торговле услугами подразделяется на два основных отдела Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Штат этого совета расширяется с каждым годом, а требования, предъявляемые к странам-участницам ВТО становиться всё строже;
  • Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. В данном совете ВТО возникает наибольшее споров и конфликтов, так как именно интеллектуальная собственность становится наиболее спорным объектом. Как и во всем Мире, в правилах ВТО вопрос права на интеллектуальную собственностью, так и не раскрыт в полном объеме, и каждый раз возникают новые споры.

Если говорить о том, какое из подразделений Всемирной торговой организации работает непосредственно со всеми заявлениями от стран-участниц и населения, то это секретариат ВТО. В этом подразделении работают несколько сотен человек. Главой секретариат назначается генеральный директор

Обязанность секретариата заключается в том, что он организовывает все технические аспекты, которые сопровождают важные заседания и совещания, а также Министерской конференции.

Также техническая поддержка оказывается странам, находящиеся на стадии развития. Помимо этого специалистами данного отдела проводится анализ мировой экономики, а так же проводятся конференции со СМИ.

Россия в ВТО

В 1995 году властями Российской Федерации было сделано официальное требование о предоставлении права вступить во Всемирную торговую организацию.

Наиболее трудным этапом стали переговоры с СШИ, Китаем и странами Евросоюза. Однако после того, как Россия поддержала страны Европы в отстаивании позиций Киотского протокола, единственным несогласным членом ВТО остались США.

С этой страной продолжались переговоры на протяжении шесть лет. Однако после многочисленных встреч и проведенных реформ в сельскохозяйственном секторе экономики России был подписан протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года.

Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (страна – Вьетнам).

Но не смотря на всю проделанную работу с 1995 года, официальное вступление Российской Федерации в ВТО постоянно откладывалось по разным причинам, основной из которых была – неустойчивое экономическое положение стран-участниц, которое могло стать ещё хуже после присоединения рынка России, оценка которого была крайне низкой и не стабильной.

В июне 2009 года Российская Федерация приняла весьма необычное решение. В лице премьер-министра Путина В.В. было объявлено заявление о том, что переговоры по вступлению России в ВТО прекращены. Инициатором остановки рассмотрения вопроса о присоединении РФ выступила сами российские власти. Однако ими же было принято решение о начале переговоров по вступлении России в ВТО в составе единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

К тому времени анти-сторонниками России стали власти Грузии.

В октябре 2011 года при содействии властей Швейцарии было сформулировано соглашение между Россией и Грузией по урегулированию спорных вопросов, что обеспечило поддержку РФ даже со стороны этого оппонента. Официальной датой присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации является 22 августа 2012 года с присвоением постоянного порядкового номера – 156.

Такова была не простая история вступления России в ВТО.

Однако нельзя не заметить, что членство в ВТО так и не помогло при урегулированию торговых санкций против РФ.

ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран – развитых, развивающихся и постсоциалистических. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации.

В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва , Латвия , Эстония , Армения , Грузия , Молдова , Киргизия . Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая , считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота – в сущности, практически весь мировой рынок без России. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В 2003 таких стран насчитывалось 29, включая Российскую Федерацию и некоторые другие постсоветские государства (Украина , Белоруссия , Азербайджан , Казахстан и Узбекистан).

Задачи ВТО.

Главная задача ВТО – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1). Отсутствие дискриминации в торговле.

Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.

Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4). Стимулирование соревновательности в международной торговле.

Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.

Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

Практические принципы работы ВТО.

В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений – оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

Выполнение соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.

Обязательства по соблюдению правил свободной торговли, принятые на себя всеми членами ВТО, составляют систему «многосторонней торговли». Большинство государств планеты, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему называют «многосторонней» (а не «всемирной»). В перспективе, по мере расширения числа участников ВТО, система «многосторонней торговли» должна превратиться в подлинно «всемирную торговлю».

Основные функции ВТО:

– контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

– создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;

– урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;

– контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;

– оказание помощи развивающимся странам;

– сотрудничество с другими международными организациями.

Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются большим количеством стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают дебаты и споры. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО) часто нуждаются в последующем толковании. Поэтому одна из основных задач ВТО заключается именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров.

Практика международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности. Именно с этой целью в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, обязательно включают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, «система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли».

Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

Организационная структура ВТО.

Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня (рис. 1).

Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.

Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет Генеральный Директор ВТО (с 2002 – Супачаи Панитчпакди). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Противоречия между странами-членами ВТО.

Хотя устав ВТО декларирует равноправие всех стран-участниц, внутри этой организации существуют сильные объективные противоречия между развитыми и развивающимися странами.

Развивающиеся страны обладают дешевой, но не слишком квалифицированной рабочей силой. Поэтому государства «третьего мира» могут импортировать в основном традиционные товары – прежде всего, ткани и одежду, сельскохозяйственную продукцию. Развитые страны, защищая свою текстильную промышленность и агробизнес, ограничивают импорт из развивающихся стран, налагая на импортные товары высокие таможенные пошлины. Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся страны применяют политику демпинга. В свою очередь, развитые страны лидируют на рынках высокотехнологичных товаров, и теперь уже развивающиеся страны используют против них меры протекционистской защиты.

Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени практически все страны. Поэтому взаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно трудным процессом.

Либерализация мировой торговли затрудняется также тем, что развитые и развивающиеся страны сильно различаются по экономической силе. Поэтому страны «бедного Юга» постоянно (и не без оснований) подозревают страны «богатого Севера» в том, что те хотят навязать им такую систему мирохозяйственных отношений, которая более выгодна развитым, чем развивающимся странам. В свою очередь, развитые страны справедливо отмечают, что многие государства откровенно спекулируют на своей слаборазвитости, стремясь вместо осуществления экономической модернизации выпрашивать уступки и льготы в международных торговых отношениях.

Асимметричность взаимоотношений развитых и развивающихся стран наиболее четко прослеживается в вопросе о защите интеллектуальных прав собственности. Речь идет, прежде всего, о борьбе с подделкой – главным образом в странах «третьего мира» – торговых марок известных фирм развитых стран. Естественно, что в этой борьбе страны «богатого Севера» заинтересованы гораздо сильнее, чем государства «бедного Юга».

Либерализация мировой торговли все же объективно выгодна как развитым, так и развивающимся странам. Известно, например, что вступление развивающихся стран в ВТО резко повышает приток в них иностранных инвестиций. Поэтому страны-члены ВТО ищут и находят компромиссные решения трудных проблем.

Стратегией развития ВТО стало постепенное привлечение в нее все новых и новых стран, но при этом чем менее развитой является экономика страны, тем более длительный период предоставляется ей для полной реализации принципов свободной торговли.

Льготы для новых стран-участниц хорошо заметны, прежде всего, в уровне тарифов на импортные товары. Если сравнить средний уровень тарифов стран-членов ВТО (табл. 1) с теми условиями, на которых в ВТО входили некоторые страны (табл. 2), то заметно привилегированное положение новых членов. Им часто разрешают применять более высокие импортные тарифы, чем в среднем в ВТО; к тому же и эти тарифы они вводят после многолетнего переходного периода. Таким образом, новые участники ВТО могут сразу получать выгоды от снижения пошлин на экспорт своих товаров за рубеж, а трудности от снижения протекционистской защиты ослабляются.

Таблица 2.ТРЕБОВАНИЯ ПО ИМПОРТНЫМ ТАРИФАМ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ПРИСОЕДИНИВШИХСЯ К ВТО СТРАН
Страна Год вступления в ВТО Тарифы по сельскохозяйственным товарам Тарифы по другим товарам
Эквадор 1996 25,8%, переходный период 5 лет, применение специальных защитных мер по некоторым товарам 20,1%
Панама 1997 26,1%, переходный период до 14 лет, применение специальных защитных мер по некоторым товарам 11,5%, переходный период до 14 лет
Латвия 1999 33,6%; переходный период 9 лет 9,3%, переходный период 9 лет
Эстония 1999 17,7%, переходный период 5 лет 6,6%, переходный период 6 лет
Иордания 2000 25%, переходный период 10 лет
Оман 2000 30,5%, переходный период 4 года 11%, переходный период 4 года
Литва 2001 в основном от 15 до 35% (максимально 50%), переходный период 8 лет в основном от 10 до 20% (максимально 30%), переходный период 4 года
Составлено по данным сайта Россия и ВТО: www.wto.ru

Борясь против ограничений, вводимых в развитых странах на импорт из «третьего мира», развивающиеся страны прибегают к арбитражу ВТО и добиваются отмены «антидемпинговых» мер. Так, в первые годы 21 в. Индия обратилась в ВТО с протестом против США и ЕС, которые вводили ограничения на импорт изготовленных в Индии тканей и одежды; после длительных разбирательств ВТО обязал ответчиков отменить протекционистские меры. Впрочем, подобного рода конфликты часто возникают не только между развитыми и развивающимися, но и между разными развивающимися странами. Например, во второй половине 2001 Индия инициировала в ВТО 51 антидемпинговое разбирательство, из них 9 в адрес Китая, 7 – Сингапура, 3 – Таиланда.

Россия и ВТО.

Поскольку экономика России все сильнее интегрируется в мировую торговлю, для нашей страны назрела необходимость включиться в работу международных экономических организаций. Еще в годы существования СССР были установлены контакты с ГАТТ. С 1995 идут переговоры о вступлении России в ВТО.

Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей выросла, когда в ответ на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась с торговыми барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.

Присоединение России к ВТО может способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.

Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО. Вместе с обязательствами Россия получит и права, которые позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство.

Основной предпосылкой успешного преодоления сложностей в области трансформации законодательства и использования его преимуществ в рамках ВТО является эффективное продолжение процесса совершенствования законодательства в рамках либеральных экономических реформ, ибо данный процесс практически полностью совпадает с адаптацией законодательства к нормам и правилам ВТО. Речь идет, прежде всего, об устранении излишнего административного давления на предприятия и о повышении степени прозрачности всего законодательства.

От либерализации и унификации российской системы государственного регулирования ожидаются следующие выгоды:

– упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда – ускорение оборачиваемости средств;

– повышение конкурентоспособности продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований;

– повышение инвестиционной привлекательности экономики России;

– снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований;

– уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы регулирования.

Но либерализация внешнеэкономических отношений неизбежно приведет и к существенным негативным последствиям. Этот процесс коснется всех сфер жизни страны – политической, социальной, производственной и финансово-экономической.

В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами-участниками ВТО, приведет к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти – исполнительной (с нее постоянно будут требовать выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам), законодательной (придется привести нормативные акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной (юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах).

В области социальных отношений вступление в ВТО также чревато негативными последствиями: многие предприятия, а возможно и целые отрасли, не смогут выдержать конкуренции с наплывом иностранных товаров и услуг. Пока неясно, какими могут быть масштабы сокращения рабочих мест, но, вероятно, речь пойдет о сотнях тысяч безработных (прежде всего, в отраслях легкой и пищевой промышленности). Это потребует крупных затрат на социальную поддержку, переквалификацию, создание новых рабочих мест и т.д. Для этого необходимы огромные средства, которые, правда, частично могут быть получены от партнеров по ВТО.

Поскольку российским производителям придется конкурировать с зарубежными и на внешнем, и на внутреннем рынках по всем товарным группам в очень жестких условиях, то в собственно экономической сфере кризисные явления могут развиваться по двум основным направлениям.

С одной стороны, зарубежными фирмами обязательно будут предъявлены – причем, на вполне законных основаниях – претензии по поводу демпинга, якобы применяемого российскими экспортерами. Дело в том, что структура себестоимости наших конкурентоспособных товаров сильно отличается от мировой (прежде всего, за счет экономии на заработной плате, на энергии и на экологии). Поэтому от России потребуют, например, повысить внутренние цены на энергоносители, приведя их в соответствие с мировыми.

С другой стороны, на внутреннем рынке резко усилится конкуренция с более дешевыми и качественными товарами зарубежных фирм. Согласно некоторым экспертным оценкам, только 25% отечественных предприятий смогут конкурировать на внутреннем рынке с иностранными производителями. При вхождении России в ВТО пострадают следующие отрасли: сельское хозяйство, легкая промышленность, сельхозмашиностроение и автомобильная промышленность, в частности производство грузовиков. Для остальных снижение таможенных барьеров невыгодно, поскольку может привести к разорению. Поэтому, как условие вступления в ВТО, Россия настаивает на сохранении высоких таможенных пошлин для ограждения отечественного рынка от субсидированной продукции из Европы, Азии и других стран.

В связи с этим предусмотрены т.н.адаптационные меры, в частности, предполагается принять закон о продлении освобождения сельскохозяйственных предприятий от налога на прибыль до 2016 и минимизацию НДС.

Поскольку немедленное и полное выполнение условий вступления в ВТО представляется для России невозможным, в нашей стране имели место острые споры по поводу целесообразности этого вступления.

В июне 2012 депутаты от оппозиционных партий подали запрос в Конституционный Суд о проверке на соответствие Основному закону РФ международный договор о вступлении России в ВТО. 9 июля 2012 КС признал, что соглашения с ВТО являются законными.

Российская экономика неизбежно понесет крупные потери после вступления в ВТО.

Дмитрий Преображенский, Юрий Латов

Литература:

Афонцев С. Присоединение к ВТО: экономико-политические перспективы. – Pro et contra. Т. 7., 2002
Горбань М., Гуриев С., Юдаева К. Россия в ВТО: мифы и реальность . – Вопросы экономики. 2002, № 2
Максимова М. Вступление в ВТО: выиграем или проиграем? – Человек и труд. 2002, № 4
Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация . М., ЗАО Издательство «Экономика», 2002, 2003
Ресурсы интернет: WTO website (Официальный сайт ВТО) – http://www.wto.org/
Россия и Всемирная торговая организация (российский сайт ВТО) – http://www.wto.ru/
Всемирная Торговая организация: будущее успешной торговли начинается сегодня – http://www.aris.ru/VTO/VTO_BOOK



(ВТО) ‑ международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово‑политических отношений государств‑членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Образована 1 января 1995 года на основании системы взаимных договоренностей (т.н. Уругвайского раунда) между странами‑членами ГАТТ.

Статус наблюдателей в ВТО имеют более 20 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк, региональные группировки, товарные ассоциации.

Среди стран-наблюдателей — Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Сербия, Узбекистан и др. Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов . Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами ‑ членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

‑ доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

‑ список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

‑ перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

‑ протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух‑ и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Высшим органом является Министерская конференция , объединяющая представителей всех стран-членов ВТО. Сессии собираются каждые два года. В период между сессиями ее функции осуществляются Генеральным советом (ГС), состоящим также из представителей всех членов ВТО. Кроме того, ГС исполняет обязанности Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством ГС работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Министерская конференция создает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом, и Комитет по бюджету, финансам и административным вопросам. Членство в советах и комитетах открыто для всех стран-членов ВТО.
Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО.

Гендиректор назначает сотрудников Секретариата ВТО, определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.

В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах‑участницах, прием новых членов.

В 2019 году истекает срок полномочий двух из трех оставшихся судей апелляционного суда Всемирной торговой организации (ВТО). Назначить новых могут помешать американцы: Дональд Трамп не раз угрожал выходом США из ВТО, если та не станет плясать под его дудку. Другие страны, в том числе из ЕС, американского президента не поддерживают. Что ждет главное международное торговое объединение и как это скажется на России - в материале РИА Новости.

За что боролись

ВТО, возникшая в 1995 году на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947-м, - по сути, аналог ООН , призванный регулировать международный товарооборот и способствовать развитию торговых отношений во всем мире.

Россия потратила 18 лет на переговоры о вступлении в организацию. Для страны, намеревающейся занять лидирующие позиции в мировом экспорте товаров и услуг, приведение тарифов и торговых правил в соответствие со всеми международными стандартами было жизненно необходимо.

"В ходе непростого и длительного переговорного процесса мы согласовали и привели в соответствие с правилами ВТО сотни наших тарифных позиций, отечественное законодательство. Мы уже достаточно долгое время фактически использовали нормы и стандарты ВТО. А тот факт, что все члены ВТО одобрили подключение России к организации, является признанием полной готовности российской экономики к новым условиям", - отмечал Владимир Путин в интервью РИА Новости в 2013 году.

Однако на деле получилось, что сама ВТО оказалась не готова к новым экономическим реалиям. В частности, выяснилось, что ключевая проблема главной мировой площадки, предназначенной для обсуждения и разрешения накопившихся между ее участниками противоречий, - отсутствие реальных инструментов урегулирования споров.

Кроме того, ВТО отличается крайней неповоротливостью в принятии конкретных решений. Организация явно нуждается в срочном реформировании.

В последних числах ноября совместные предложения по изменениям в апелляционном суде ВТО внесли Китай, Индия, ЕС , Норвегия, Канада, Швейцария, Австралия, Новая Зеландия, Исландия, Мексика и Сингапур.

Трамп против

Сейчас в этом органе Всемирной торговой организации всего трое судей из семи. За минувший год суд вынес только три решения - остальные одиннадцать, по сути, зависли.

Это вполне устраивает Дональда Трампа: из-за развязанной им торговой войны против всего мира в ВТО обратились многие страны, затронутые протекционистской политикой США, включая Китай , Россию и даже союзников США по НАФТА - Канаду и Мексику.

Американские политики привыкли использовать международные организации исключительно в качестве марионеток для продавливания собственных интересов. Поэтому сильная ВТО, способная призвать к ответу за действия, направленные на замедление мировой торговли, а как следствие - роста экономики, действующему президенту США попросту не нужна.

Еще в июле администрация Трампа подготовила законопроект, позволяющий игнорировать решения ВТО в случае их несоответствия государственным интересам. Сам хозяин Белого дома в интервью Bloomberg заявил, что США готовы покинуть организацию, если та "не улучшит свою работу".

Показательно, что даже когда Евросоюз не признает поражение в споре касательно свиного эмбарго (ЕС неправомерно требует компенсации 1,39 миллиарда евро ежегодно за введение Россией запрета на импорт европейской свинины), Москва предпочитает решать все вопросы по правилам организации и настроена на диалог с Брюсселем.

Александр Лесных.

Всемирная торговая организация (ВТО) сейчас явно пребывает в кризисе. Впрочем, история показывает, что с договоренностями о международной торговле всегда было непросто: слишком часто личные амбиции ставятся во главу угла в ущерб здравому смыслу.


СЕРГЕЙ МИНАЕВ


30 октября 2017 года исполнилось 70 лет предшественнику современной ВТО - Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В 1947 году, когда соглашение было подписано, в пресс-релизе указывалось, что «проведены самые грандиозные переговоры в истории мировой торговли». Британский еженедельник The Economist заметил: «Речь идет о самом длинном и самом сложном документе из всех до сих пор опубликованных - документе, рекордно трудном для понимания». А британская газета The Daily Express выразилась так: «Заключена большая плохая сделка».

Сложность соглашения вполне соответствовала уровню тогдашних проблем в глобальной торговле, порожденных политикой протекционизма 1930-х годов, которая мешала преодолению Великой депрессии.

Масштабы ГАTT впечатляли: соглашение подписали 23 страны, на которые приходилось 70% мировой торговли. Они согласились сократить имевшиеся таможенные тарифы и воздержаться от введения новых. Так что речь шла о многосторонней внешнеторговой системе, основанной хоть на каких-то правилах.

Эта сладкая свобода торговли


В течение 48 лет ГАТТ являлось предварительным соглашением, в 1995-м на его основе была образована ВТО. Однако многие проблемы ГАТТ не потеряли значимости до сих пор. Главная - противоречие между амбициями и практичностью. В 1947 году американские переговорщики держали в уме возможность создания Международной торговой организации (МТО) с большим количеством членов и большими обязательствами, взятыми ими на себя. Этот план рухнул как раз под весом личных амбиций.

Другая проблема - противоречие между контролем и кооперацией. К примеру, сегодня сторонники «Брексита» считают, что Британии необходимо вернуть контроль над собственной экономикой. Дональд Трамп высказывается в том смысле, что имеющиеся внешнеторговые соглашения США не обеспечивают стране главных позиций в этой сфере. Когда шли переговоры о ГАТТ, знаменитый британский экономист Джон Кейнс выразил сомнение в том, что Великобритании следует отказываться от возможности использовать таможенные тарифы для стимулирования занятости, хотя и признал, что общее снижение тарифов в мире принесет больше пользы, чем вреда.

Американский переговорщик при заключении ГАТТ заместитель госсекретаря по экономическим вопросам Уилл Клейтон полагал, что соглашение должно прежде всего помочь американским производителям. Он предложил прервать переговоры с Великобританией после того, как та отказалась ликвидировать пониженные тарифы для своих доминионов и колоний. Однако Клейтону было дано указание переговоры продолжать. Белый дом считал, что ГАТТ поможет послевоенному восстановлению Европы и укрепит геополитическое влияние США. Тем самым он давал понять, что ГАТТ - нечто большее, чем просто договоренности о размерах таможенных тарифов.

Американский переговорщик при заключении ГАTT Уилл Клейтон прислушался к мнению Белого дома о необходимости укрепить геополитическое влияние США

В знаменитой речи в Университете Бейлора в марте 1947 года президент Гарри Трумэн заявил: «Мы являемся гигантом мира экономики. И нравится это нам или нет, будущее международных экономических отношений зависит именно от нас». Также он заявил, что является «приверженцем не свободной торговли, а более свободной торговли» и что именно это требование будет выдвинуто на первых многосторонних внешнеторговых переговорах, которые как раз начинались в Женеве. Итог же переговоров должен соответствовать «нашему духу свободы предпринимательства - самой сути всего того, что мы называем американским», отметил президент Трумэн.

Уилл Клейтон, глава делегации США в Женеве, считавшийся в Госдепартаменте виднейшим сторонником свободной торговли, по правде говоря, полагал, что важны не столько внешнеторговые переговоры, сколько осуществление плана Маршалла по преодолению послевоенного экономического кризиса в Европе. Как заявил Клейтон на совещании в Госдепартаменте в мае 1947 года, «вообще-то инициатива реализации этого плана должна исходить от европейских стран. Но Америка должна вести шоу. И начинать следует прямо сейчас».

«План Маршалла» символизировал ставку США на внешнюю торговлю, хотя не все европейцы были от этого в восторге

Как указывает биограф Клейтона, ГАТТ «стало беспрецедентным соглашением по размерам снижения тарифов, а также по количеству вовлеченных товаров и стран в истории индустриального мира.

Более того, оно стало основой гибких двусторонних и многосторонних торговых переговоров, и сама процедура этих переговоров обеспечивала политическое превосходство богатых стран и мировое доминирование США.

Соглашение создало условия для последующей либерализации мировой экономики и равного отношения к национальным и зарубежным инвесторам. Хотя и позволяло сохранить временные взаимные внешнеторговые ограничения, о которых США и Великобритания договорились летом 1947 года».

После этого американская внешнеторговая стратегия уже не называлась политикой открытых дверей и, как и раньше, определялась тем, что называлось домашним влиянием. Но это влияние чем дальше, тем больше требовало расширения американской модели капитализма на весь мир (прежде всего чтобы обеспечить свободное движение капитала), поэтому следующие президентские администрации двигались по пути внешнеторговой либерализации (за исключением особых случаев, переходивших в ведение Конгресса, который учитывал отдельные интересы некоторых отраслей американской экономики).

Все это подразумевало постепенное открытие американского рынка даже для тех стран, которые защищали свой рынок с помощью тарифов, субсидий или заниженного курса национальной валюты. Американская экономическая стратегия делала ставку на внешнюю торговлю - сначала по отношению к Европе (в рамках плана Маршалла), а потом в разных формах по отношению к Японии, Южной Корее и Тайваню.

Администрация президента Кеннеди в условиях более свободной торговли уделяла стимулированию американского экспорта особое внимание. В 1962 году Конгресс принял закон о торговле, позволявший администрации снизить импортные тарифы на 50% в связи с начинавшимся в 1963 году (и продлившимся до 1967-го) новым этапом переговоров в рамках ГАТТ (он получил название «раунд Кеннеди»).

Кроме того, в законе подчеркивалось, что продовольственную помощь развивающимся странам нужно рассматривать как займы, по которым получатели должны расплачиваться долларами.

Доля такой помощи в американском продовольственном экспорте, составлявшая в начале 1960-х годов 35%, в 1975-м снизилась до 5%. Как бы то ни было, развивающиеся страны получили сигнал переходить к политике стимулирования прямых иностранных инвестиций и развивать экспортные отрасли - просто для того, чтобы иметь доллары, нужные для платежей в рамках программы продовольственной помощи.

Относительно упомянутой Международной торговой организации, чьи функции взяло на себя ГАТТ, следует сказать, что ее история некоторым образом связана с МВФ и Всемирным банком, в создании которых живейшее участие принимал СССР. Американская пресса сообщала, что на конференции в американском Бреттон-Вудсе 22 июля 1944 года было объявлено: объем МВФ составит $8,8 млрд, в том числе $1,2 млрд внесет CCCР.

Такой же суммой, по данным прессы, выражалась предполагаемая советская доля в капитале Международного банка реконструкции и развития (всего $9,1 млрд), создаваемого с целью стимулирования долгосрочных инвестиций. В итоге СССР дал задний ход.

Бреттон-Вудская конференция 1944 года придумала не только МВФ и МБРР, но и Международную торговую организацию

На роль третьего кита послевоенного мироустройства предлагалась Международная торговая организация, призванная возродить мировую торговлю. Переговоры в Женеве 1947 года должны были идти как раз о создании МТО. Однако администрация президента США проявила в этом вопросе редкое отсутствие энтузиазма. Впрочем, когда Трумэн решил, что просить Конгресс ратифицировать устав МТО не следует, он учел не только позицию администрации и не только резкое противодействие в Конгрессе со стороны оппозиции (та выступала за политику протекционизма), но и настроения крупнейших американских капиталистов - так сказать, международно ориентированных.

Американский Совет по делам Международной торговой палаты определил: «Устав МТО является опасным документом, который в качестве долгосрочной задачи рассматривает обеспечение во всем мире экономического развития и занятости».

В сущности, претензии к уставу МТО сводились к тому, что в нем не было положений, где говорилось бы об открытии рынков других стран для американских прямых инвестиций, а также о защите этих инвестиций. То есть о том, что стало основой американских двусторонних соглашений с другими странами в 1950-е годы.

Борьба с разочарованием


Уже в 1970-е годы ГАТТ перестало устраивать США. В докладе Комиссии по внешней торговле и инвестициям (председателем комиссии был глава IBM), адресованном президенту, говорилось:

«США не получили достойного вознаграждения за тарифные уступки другим странам - они находят способы воспрепятствовать доступу на свои рынки помимо таможенных тарифов».

Нетарифные барьеры прежде всего касались американских финансовых услуг, а именно на их экспорт американские власти возлагали особые надежды при решении проблем текущего платежного баланса. США приходилось бороться с тысячами законов, подзаконных актов и нормативов в других странах, в том числе относящихся к ценовому регулированию или субсидиям. В общем, со всем тем, что определялось как «нечестная внешнеторговая практика».

В отличие от сферы таможенных тарифов соглашения, касающиеся финансовых услуг, иностранных инвестиций и защиты прав интеллектуальной собственности, требовали серьезного пересмотра законодательства и правоприменения.

В ходе переговоров так называемого токийского раунда ГАТТ в 1970-е годы США делали акцент на нетарифных барьерах, но не преуспели из-за противодействия Японии и европейских стран. Однако в 1980-е его удалось преодолеть. В американском Конгрессе стали все громче звучать заявления протекционистского толка, участились случаи введения США антидемпинговых пошлин - и японцы с европейцами забеспокоились. В конце концов Рональду Рейгану удалось убедить Японию ввести «добровольные ограничения экспорта» автомобилей и нарастить их производство в самих США.

Готовность Японии придерживаться стратегии свободной торговли обеспечила успех уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ, начавшегося в 1986 году (по плану он должен был стартовать в 1982-м). Этот успех выразился, в частности, в Соглашении о свободной торговле между США и Канадой, заключенном в 1989-м. В 1911 году Канада отказалась подписывать такой договор, поскольку значительная часть граждан страны опасалась «аннексии со стороны США». На сей раз решающую роль в судьбе документа сыграли канадские капиталисты, испугавшиеся, что их товары и инвестиции будут рассматриваться как иностранные американскими конгрессменами, которые явно находились во власти протекционистских настроений.

Североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой стало примером при создании ВТО

Стоит сказать, что этот документ стал основой для Североамериканского соглашения 1994 года о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой. На его лоббирование в Конгрессе американские бизнес-ассоциации потратили $50 млн - это самый дорогой проект в области внешнеторговой политики за всю историю США.

Американский приговор


Механизм разрешения внешнеторговых споров в рамках Североамериканского соглашения стал во многом моделью для ВТО, создание которой в 1995 году можно отнести к заслугам уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ. Основой успеха здесь была позиция США и европейских стран, которые просто пригрозили закрыть два самых больших рынка в мире для стран, которые не подпишут многосторонние соглашения, прежде всего по финансовым услугам и защите прав интеллектуальной собственности. (Можно, конечно, заметить, что развивающиеся страны согласились войти в ВТО еще и по причине огромной задолженности перед индустриальными странами.)

Важнейшее значение ВТО заключается в том, что она впервые предложила судебный механизм разрешения внешнеторговых споров.

Конечно, сами США теперь были вынуждены отказаться от избирательного применения внешнеторговых мер, которое они практиковали при ГАТТ. Тем не менее доля внешней торговли (экспорт плюс импорт) в ВВП США выросла с 11% в 1970 году до 23% во второй половине 1990-х.

Так или иначе, можно сказать, что создание ВТО стало важнейшим событием в истории становления глобального капитализма со времен несостоявшейся МТО.

Сейчас ситуация с ВТО оставляет желать лучшего. Организация призвана разрешать споры, а также разрабатывать соглашения, причем новую разработку должны поддержать все 164 члена ВТО. Такое единодушие представляется недостижимым. Если члены ВТО не могут договориться о новых правилах, они обязаны следовать существующим - в интерпретации судей организации. Даже если правила членам не нравятся, других ведь пока не предвидится.

Юридическая функция ВТО оказалась под угрозой. В апелляционный суд организации должны входить семеро судей. К 2018 году осталось четверо (у троих истек срок полномочий), но американцы тормозят процедуру избрания новых судей, ссылаясь на «системные трудности».

Проблема усугубляется тем, что в последние годы торговые споры резко прибавили в количестве и при этом становятся все сложнее. Апелляционный суд работает одновременно с множеством дел, и на каждое уходит масса времени. К примеру, то, что инициировал Евросоюз в отношении концерна Airbus, рассматривалось год. К концу 2019 года истекают полномочия еще троих судей. Останется один. А для принятия решений необходимы трое, и, если вакансии не будут заняты, юридическая система ВТО рухнет.

В сентябре 2017 года американский торговый представитель Роберт Лайтхайзер пожаловался, что судьи ВТО предвзяты (толкуют правила не в пользу США) и что ВТО вменяет стране обязательства, которые та, вступая в организацию, на себя не принимала. Еще в 1996 году Лайтхайзер, будучи советником кандидата в президенты Боба Доула, говорил, что претензии к США в рамках ВТО должны рассматриваться в независимых американских судах. Сейчас Роберт Лайтхайзер с похвалой отзывается о системе, предшествовавшей ВТО, когда страны могли не подчиняться решениям по спорам.

Лайтхайзер выразил сомнения в том, что ВТО объективно рассмотрит жалобу на предмет нарушения Китаем правил организации или введет какие-то правила, обеспечивающие справедливость решений, на министерской конференции в Буэнос-Айресе в декабре 2017 года.

Американский торговый представитель Роберт Лайтхайзер зафиксировал провал министерской конференции в Буэнос-Айресе в декабре 2017 года

Конференция ВТО в Буэнос-Айресе (уже 11-я по счету) действительно закончилась провалом. Делегаты не смогли даже согласовать текст совместного заявления - что уж говорить о заключении торговых соглашений.

Собственно, перед конференцией надежд на ее успех почти не было, а по ходу мероприятия эти ожидания вообще исчезли.

Роберт Лайтхайзер представлял точку зрения США, согласно которой от многосторонних торговых переговоров нет никакого толку, а юридическая система ВТО глубоко порочна.

Делегаты из многих стран сетовали, что США, утратившие былое лидерство в ВТО, будут только рады провалу переговоров, дескать, вот лишнее доказательство бессмысленности организации.

Делегаты прибыли в Буэнос-Айрес с грузом глубоких разногласий и так их и не преодолели. Скажем, Индия пожаловалась на ограничения в праве распределять запасы продовольствия среди населения. США возразили, Индия пригрозила ответными мерами - выходом из соглашения о запрете субсидий на нелегальный вылов рыбы. Европейский торговый комиссар Сесилия Мальмстрем назвала такой шаг «чудовищным».

В общем, ВТО повторяет нелегкий путь ее предшественников. Cначала государства с помпой создают глобальную торговую систему, а после отказываются поступиться толикой личного интереса ради ее благоденствия.

 


Читайте:



$2,5 млрд на море: как греческий судовладелец сохраняет капитал в кризис

$2,5 млрд на море: как греческий судовладелец сохраняет капитал в кризис

Седьмой год подряд крупнейшее в мире классификационное общество Lloyd"s Register of Shipping, занимающееся регистрацией судов и оценкой их качеств,...

Дмитрий костыгин юлмарт. Компания "Юлмарт". Досье. Падение с вершины

Дмитрий костыгин юлмарт. Компания

Совладельцу «Юлмарта» вернули меру пресечения с разрешением ходить на работу Смольнинский райсуд Санкт-Петербурга вернул под домашний арест...

Порядок заполнения форм сметной документации в сфере стоимости строительной продукции

Порядок заполнения форм сметной документации в сфере стоимости строительной продукции

Смета - часть рабочей документации. Она необходима для любой стройки, любых работ. По смете определяют, сколько денег требуется стройке. Сколько их...

Курсовая работа: Внешние и внутренние функции государства

Курсовая работа: Внешние и внутренние функции государства

0 Факультет экономики и управления Кафедра государственного и муниципального управления Курсовая работа по дисциплине «СГиМУ» Внутренние и...

feed-image RSS