Главная - Полезное
Какие существуют дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию? Основные и дополнительные взносы на накопительную пенсию Накопительные взносы в пфр

Будущим пенсионерам Российской Федерации законодательно предоставлено право формирования пенсионных накоплений, которые позволят в будущем увеличить размер получаемой ими пенсии.

Застрахованным лицам 1967 года рождения и младше, по их решению может формироваться накопительная пенсия путем направления части средств, поступающих в виде взносов от работодателя на их лицевой счет, с отражением этих данных в специальном его разделе. Однако в 2018 году продлен .

Предусматривается возможность формирования накопительной пенсии за счет:

Система обязательного пенсионного страхования в РФ

В Российской Федерации в настоящее время действует система обязательного пенсионного страхования , построенная по солидарному принципу . То есть, за счет пенсионных взносов работающих граждан обеспечивается наполнение бюджета ПФР , производящего пенсионные выплаты нынешним пенсионерам.

Деятельность системы ОПС в правовом отношении основана на Конституции РФ () и требованиях ФЗ № 167 от 15.12.2001 в ред. от 14.12.2015 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» .

Перечисление взносов в Пенсионный Фонд производится как работодателями, так и самостоятельно гражданами, занимающимися предпринимательской и другими видами деятельности, предполагающими (согласно действующему законодательству) их уплату.

Порядок и сроки перечисления страховых взносов установлены Федеральным законом № 212 от 24.07.2009 года . Согласно требованиям, изложенным в статье 3 данного закона, контроль над соблюдением порядка и своевременности перечислений возложены на ПФР.

Система персонифицированного учета, основанная на открытии лицевого счета каждому гражданину , застрахованному в ПФР, позволяет обеспечить сбор, хранение и использование всех сведений о его трудовой деятельности, что служит упрощению и унификации пенсионного обслуживания на всей территории страны.

Тариф страховых взносов в ПФР в 2019 году

Страховые взносы на накопительное пенсионное обеспечение и в 2018 году направляться не будут , т.е. это означает, что те 6% взносов, поступление которых предполагалось на накопительную пенсию , будут направлены на формирование страховой. Таким образом, такая «заморозка» не является, как думают некоторые граждане, «изъятием пенсионных накоплений» и все уплаченные за застрахованное лица взносы будут учтены при формировании пенсии.

Следует учитывать, что на данный момент не исключается формирование накопительной пенсии за счет направления добровольных взносов и средств сертификата на материнский капитал.

В федеральном бюджете на планируемый период с 2018 по 2020 годы направление страховых взносов на пенсионные накопления не предусмотрено. Также в правительстве активно обсуждают концепцию «пенсионного капитала», который предполагает сделать накопительный компонент добровольным, при котором граждане могут самостоятельно производить перечисления из собственных средств.

Дополнительные взносы на накопительную пенсию

В правовом отношении формирование накопительной пенсии на основе перечисления дополнительных взносов основано на условиях, оговоренных в статье 5 соответствующего Федерального закона № 56 от 30 апреля 2008 года.

У будущих пенсионеров имеется возможность формирования накоплений путем добровольного перечисления взносов через работодателя или самостоятельно. Право на получение накопленных средств может быть реализовано при соблюдении ряда условий, установленных статьей 9 ФЗ «О накопительных пенсиях» .

Пенсионные накопления могут формироваться за счет :

  • дополнительных взносов по программе государственного софинансирования пенсии;
  • направления средств материнского (семейного) капитала;
  • добровольной уплаты взносов самостоятельно или через работодателя.

Уплата дополнительных взносов через работодателя

Правоотношения по ОПС в целях перечисления дополнительных взносов, направленных на формирование накопительной пенсии, возникают исключительно на основании поданного застрахованным лицом соответствующего заявления в бухгалтерию своего работодателя.

Порядок перечисления дополнительных пенсионных взносов регламентируется требованиями статьи 7 закона № 56-ФЗ от 30.04.2008 года.

Размер взноса определяется плательщиком и может быть изменен в любое время путем подачи соответствующего заявления в бухгалтерию работодателя. Кроме того, поскольку уплата дополнительных взносов является делом добровольным, то гражданин вправе прекратить, а также возобновить их перечисление в ПФР, обратившись с письменным заявлением в финансовую службу своего предприятия.

Начало осуществления работодателем перечисления дополнительных взносов, а также прекращение или изменение размера выплат происходит с начала месяца, следующего за заявительным.

Перечисление работодателем дополнительных взносов в бюджет ПФ, происходит, также, в случае наличия на предприятии рабочих мест с разной степенью опасности или вредности . За счет средств, которые поступают, в этом случае, от работодателя, формируется будущая досрочная пенсия работника, который приобретает право выхода на пенсию ранее общеустановленного срока.

Программа государственного софинансирования пенсии

Ее цель состоит в повышении размера будущей пенсии , достигаемого путем добровольного перечисления гражданином взносов, которые, при определенных условиях, увеличиваются за счет государства, в зависимости от категории участника, от 2 до 4 раз , но не более, чем на 12 тысяч рублей, а в случае повышенного софинансирования 48 тысяч рублей в год.

Перечисления средств могут производиться :

  • лично застрахованным;
  • через работодателя.

Для этого следует обратиться с соответствующим заявлением в бухгалтерию предприятия.

Работодатель имеет возможность принять участие в формировании пенсионных накоплений своих работников, используя это как дополнительный инструмент поощрения и получая, при этом, определенные законодательством налоговые льготы.

Вступление в Программу софинансирования в настоящее время невозможно . Действует она только для тех лиц, которые вступили в нее до 1 января 2015 года и уплатили первый взнос в размере не менее 2 тысяч рублей до 31 января 2015 года .

В случае смерти лица участвующего в Программе, накопленные финансовые средства при соблюдении определенных условий передаются по наследству .

Направление средств материнского капитала на формирование пенсии

В соответствии с условиями, изложенными в статье 12 Федерального закона № 256 от 29 декабря 2006 года «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» , средства материнского капитала могут быть использованы на формирование женщиной пенсионных накоплений . Для этого следует обратиться с заявлением о распоряжении средствами МСК в отделение Пенсионного Фонда и представить следующие документы:

  • заявление о распоряжении средствами или частью средств МСК;
  • сертификат на материнский капитал (дубликат);
  • свидетельство пенсионного страхования;
  • паспорт с отметкой о регистрации;

Если заявление подается через доверенное лицо, то потребуются документы удостоверяющие его полномочия (доверенность) и паспорт.

Впоследствии, решение матери о направлении средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии может быть изменено , а средства капитала использованы по другим направлениям.

Существует условие, при котором возможно совершать пополнение от дополнительных источников. Это могут быть государственные программы, выплаты от работодателя, самостоятельные пополнения.

Застрахованное лицо имеет право пополнять будущую пенсии взносами , участвуя в программе и устраиваясь на работу. Взносы зависят от цифрового значения кода КБК, который присваивается при назначении выплат определенного характера, чтобы деньги поступили на нужную инстанцию счета от правильной группировки (например, медицинское страхование).

То есть, пополнения на накопительную пенсию представляют собой возмездные платежи, которые выплачиваются застрахованным лицом из собственных средств, из государственных и от работодателя.

Добровольные

Застрахованный гражданин может совершать из собственных средств платежи возмездного характера . Они вернуться ему в виде будущей пенсии, так как направлены на ее увеличение. При инвестировании пенсии, такой способ ее пополнения только увеличит денежные суммы на индивидуальном пенсионном счете.

Программа добровольного финансирования пенсионных вкладов работает с 2009 года и регулируется ФЗ №56 от 30.04.2008г. , включиться в нее возможно при подаче соответствующего заявления в бухгалтерию или пенсионный фонд.

В первом случае указывается сумма, которая будет издерживаться от заработанной платы и перечисляться на индивидуальный счет гражданина в ПФ, во втором – человек сам перечисляет в определенный период средства на пенсионные накопления.

При этом государство софинансирует данный вид платежа в соотношении один к одному , но не более двенадцати тысяч в год (п. 1 ст. 13 ФЗ №56 от 30.04.2008г.), что стимулирует граждан участвовать в программе и в своем формировании будущего.

Минимальные суммы без добровольного финансирования для пенсионеров – 60 тысяч рублей, для начинающих копить – 24 тысячи рублей (но не желающих делать взносы).

ДЛЯ СПРАВКИ – пенсионеры, которые еще работают, могут получать долю софинансирования в сумме сорока восьми тысяч.

Софинансирование

Существует Программа государственного софинансирования по отношению к пенсионным накоплениям, ее лозунг «1000 на 1000» . Программа уникальна тем, что направлена на увеличение пенсии, которая вливает в себя дополнительные пополнения следующих источников: самостоятельно от гражданина, от государства.

В конце 2014 года закончился прием участников в свою систему.

Это денежные суммы, которые перечисляются согласно закону по программе софинансирования пенсионных отчислений и не только обязательных платежей, что увеличивает размер будущей пенсии.

Государство стимулирует платежи, добавляя к ним суммы на индивидуальные счета граждан, тех кто является участником Программы она удваивается. Для такой категории даже устанавливается самостоятельное определение размера и периода оплаты доп. взносов. Каждый год суммы накоплений составляют от 2-ух тысяч до 12 тысяч рублей.

Отчисления работодателя

От работодателей добровольные взносы представляют исчисления от заработной платы сотрудника в процентном соотношении – 22 процента от белой выплаты, но с учетом налогообложения и расходов. Такая выплата указывается как бонус при устройстве на работу и указывается в социальном пакете. Взнос не может превышать более 12 тысяч рублей в год.

Накопительной частью пенсии называются денежные средства, которые складываются из перечислений работодателя гражданина, а также из прибыли, получаемой от их инвестирования. Накопительная часть ежемесячно с момента выхода гражданина на пенсию. Главной отличительной чертой накопительной части является возможность инвестировать внесенные на личный счет гражданина средства в выгодные проекты.

Кроме того, эта часть пенсионных накоплений может быть в распоряжении любой выбранной гражданином УК, тогда как страховые пенсионные взносы в обязательном порядке находятся в ведении ПФРФ или Внешторгбанка.

Общая сумма ежемесячных отчислений от платы работника (речь идет об официально трудоустроенных гражданах) составляет 22 %, из них 6 % идут по его желанию на формирование накопительной части.

Гражданин может отказаться от такой схемы и направить все 22 % перечислений от оплаты своего труда на страховую пенсию.

Теперь стоит разобраться, где и как пенсионеры могут получить в 2019 году накопительную часть.

Условия выплаты накопительной части пенсии в 2019 году

В 2018 г. граждане, достигшие пенсионного возраста, имеют право получить накопительную часть своей пенсии исходя из положений Закона от 30.11.2011 N 360-ФЗ ст. № 2 .

В этой статье оговаривается, что пенсионер вправе получить:

  • единовременно все накопленные средства в полном объёме;
  • каждый месяц срочные пенсионные выплаты;
  • накопительную пенсию;
  • единовременно все накопленные на счете умершего пенсионера лицам, которые перечислены им в Завещании.

Получить на законных основаниях пенсионные накопления до граждане могут только в форме единовременной и только в том случае, если они являются инвалидами , 2 или 3 группы.

Во втором случае предусмотрена единовременная выплата пенсионных накоплений в связи с потерей кормильца (ст. № 4 Закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ).

Размер суммы единовременной выплаты зависит от фактического состояния накоплений пенсионера, имеющихся на его личном счете, на день, с которого ему назначается единовременная выплата.

Пенсионеры, которые продолжают работать после наступления пенсионного возраста, получить единовременную выплату не могут.

Что собой представляет срочная пенсионная выплата

Срочная пенсия выплачивается гражданину ежемесячно в течение того периода времени, на который он был застрахован, однако, этот срок не может быть меньше десяти лет. Рассчитывать на получение таких пенсионных выплат граждане могут после прекращения ими трудовой деятельности и выходом на пенсию по старости (если гражданин по какой-либо причине вышел на пенсию досрочно, он также эту выплату).

Срочная пенсионная выплата начисляется тем гражданам, которые принимали участие в государственной программе софинансирования, при этом:

  • дополнительные финансовые средства могли перечисляться ими лично;
  • дополнительные средства могли поступать за счет организации, на которой работник трудился;
  • дополнительные суммы на софинансирование могли поступать от государства;
  • начислены за счет прибыли от инвестиций;
  • дополнительные средства (или их часть) были получены в результате перевода материнского капитала на формирование накопительной части, а также от прибыли, полученной от вложения этих финансов в проекты, приносящие дополнительный доход.


Работник, сформировавший накопительную часть своей пенсии перечисленными способами, имеет возможность при наступлении пенсионного возраста, или других обстоятельств, при которых он ушел на пенсию досрочно, получить накопленные пенсионные средства:

  • в виде срочной выплаты, которая будет выплачиваться ему каждый календарный месяц на протяжении всего лично им определенного срока, установить период выплаты этого вида пенсии можно не менее чем на десять лет;
  • либо в качестве выплат, которые он будет получать вплоть до его кончины.

В случае смерти лица, получающего срочную пенсию, остаток накопленных им денежных средств имеет право получить указанный им в завещании наследник.

В том случае, когда накопительная часть была сформирована на основании перечисления материнского капитала на пенсионный счет матери, а также в случае ее кончины, право получения остатков финансовых средств имеет отец ребенка или ее несовершеннолетние дети (если ребенок является очного отделения ВУЗа, срок получения остатков накопительной пенсии отодвигается до достижения им возраста 23 лет включительно).

Каким образом производится расчет суммы накопительной пенсии

Сумма ежемесячно выплачиваемой накопительной части гражданам высчитывается, исходя из положений существующего законодательства, по следующей формуле:

сумма ежемесячных выплат = ПН / Т.

Из этой формулы становится понятно, что накопительной пенсии гражданам пенсионного возраста получается из ПН (накопленных средств на их личном счете, фактически имеющихся на ту дату, начиная с которой будут производиться выплаты накопительной пенсии) поделенных на Т- это ожидаемый период выплат.

Включительно по 31 декабря 2015 года Т – ожидаемый период выплаты равнялся 19 годам или 228 календарным месяцам.

Как изменится пенсия в 2019 году узнайте из видео.

Пример расчета

К примеру, гражданин Российской Федерации, Иван Иванович имеет на своем личном счете к дате своего фактического выхода на пенсию по причине наступления пенсионного возраста, 350 000 рублей. Длительность периода выплаты ему накопительной пенсии согласно нормам и корректировкам, полученным исходя из статистических данных, в 2019 году определялась в 20 с половиной лет, что составляет 246 календарных месяцев.

Это реальный срок, в течение которого граждане получают пенсию. Начиная с 1 января 2018 года, корректировки производятся ежегодно.

Предположим, что Иван Иванович выразил желание получать данную выплату не с момента наступления пенсионного возраста, а через год, таким образом, накопленную сумму нужно разделить не на 234 месяца, а на 222. Таким образом, если бы Иван Иванович начал получать накопительную часть, то ее сумма была равна 1495 рублям, а в случае, когда он отсрочит ее получение на 12 месяцев, ежемесячная выплата составит 1576 рублей.

По существующему законодательству уменьшить срок ежемесячной выплаты накопительной части граждане могут только до 60 календарных месяцев. Таким образом, количество лет, в течение которых будет планироваться выплата накопительной пенсии этим лицам, составит 14 с половиной лет (или 174 календарных месяца).

Порядок получения накопительной части пенсии пенсионером

Особых сложностей и каких-либо препятствий для выплаты накопительной части пенсии гражданину нет. Для этого лицо, достигшее пенсионного возраста, может обратиться в ту управляющую компанию, в распоряжении которой находится соответствующая часть пенсионных средств.

Выяснить где именно находятся на момент выхода на пенсию накопительные пенсионные отчисления, гражданин может один раз в год, обратившись в ближайшее отделение ПФРФ, а также в местном МФЦ или при помощи интернет-портала госуслуг.

В том случае, если средства находятся в ведении Государственного Пенсионного фонда, то гражданин должен обратиться в отделение ПФРФ, по месту прописки или временной регистрации.

Заявку на получение данного вида выплаты граждане также имеют право передать через лицо, законно представляющее интересы пенсионера или по почте. Такая форма передачи заявления предусмотрена для людей, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно передвигаться и посещение общественных организаций для них представляет определенную сложность.

Для оформления накопительной пенсии понадобятся следующие документы:

  • паспорт гражданина, выходящего на пенсию;
  • заявление, заполненное по существующему образцу;
  • СНИЛС.

В том случае, если страховая пенсия по старости оформляется одновременно с накопительной, следует приложить также:

  1. заявление о получении страховой пенсии по старости;
  2. трудовая книжка и справки, подтверждающие трудовой стаж гражданина.

После поступления заявления в ПФРФ, решение о назначении или отказе, о выплате гражданину накопительной части должно быть принято в течение 10 рабочих дней.

Данный вид пенсии выплачивается одновременно со страховой. Строгой регламентации сроков, в течение которых пенсионеры должны обратиться с заявлением о назначении им выплат, со стороны Закона и государства нет.

Унаследовать по причине смерти гражданина остаток его накопительной части могут только его жена или дети, если таковые отсутствуют, то наследниками могут стать другие родственники (брат, сестра и так далее).

Изменения в накопительных пенсиях в 2019 году

Как сообщил официально ПФРФ в 2019 г. был оставлен прежний порядок начисления, оформления и выплаты пенсионерам накопительной части.

Как известно, в 2015 году процедура формирования и аккумулирования накопительной части была заморожена. И на данный момент программа накопительной пенсии не работает в полном объёме.

Основным изменением в 2019 году является то, что, работающие пенсионеры должны будут определиться с выбором, продолжать работать и получать только оплату своего труда, или выйти на пенсию и получать пенсионные выплаты.

Начисление пенсии будет происходить на основании полученных баллов.

Вопрос-ответ

Вопрос: В ПФРФ обратился впервые, меня зовут Сергей Александрович Лопатин, на данный момент мне 46 лет. Конечно, до достижения пенсионного возраста еще достаточно далеко, но мне кажется, что задумываться о пенсии стоит уже сейчас.

Я знаю, что для этого мне нужно накопить большее количество баллов. Я читал, что, кроме страховой пенсии, существует еще накопительная, можно ли с ее помощью повысить размер ежемесячных пенсионных выплат?

Ответ: Добрый день, Сергей Александрович. Чем более длительный срок вы продолжаете работать, тем выше у вас будет пенсия.

Однако при этом вы должны понимать, что речь идет только о тех местах работы, где вы трудитесь официально и ваш работодатель ежемесячно осуществляет перечисление средств в бюджет ПФРФ. Если вы , то соответственно размер вашей заработной платы никак не может повлиять на количество накопленных вами баллов, на основании которых и будет начислена вам пенсия.

По поводу накопительной пенсии, вы совершенно правильно отметили, что она является отдельным показателем, не зависящим от системы баллов. Согласно Закону, вы можете начать получать эту часть позже, перенеся срок выплат от 1 года до 5 лет.

Таким образом, вы сможете увеличить сумму ежемесячной выплаты.

Все о пенсии страховой и накопительной можно узнать из видео.

Вконтакте

Наши законодатели в пенсионном фонде, как всегда не дают нам скучать. В этот раз нескучное времяпрепровождение коснется только тех наших граждан, которые родились в 1967 году или позже. Остальные могут быть только зрителями или советчиками, если, конечно, знают, о чем идет речь.

В чем же суть?

За два года, 2014 и 2015, плательщикам страховых взносов в ПФР 1967 года рождения и младше необходимо выбрать, что делать с накопительной частью страховых взносов.

Существует два варианта:

  • остается и будет равна, как и до 2014 года, 6%;
  • от накопительной части отказываемся, и все отчисления идут на страховую часть, а накопительная часть равна 0%.

Причем в каждом варианте есть несколько решений в зависимости от того, как Вы действовали раньше и где Вы находитесь на данный момент времени.

Итак, нюансы ваших действий.

Первый вариант (Вы оставляете накопительную часть взносов):

1. До 2014 года Вы ничего не предпринимали относительно ваших взносов, а сейчас накопительную часть хотите оставить.

В этом случае до 31 декабря 2015 года Вам надо выбрать один из 3-х способов хранения и распоряжения своей накопительной пенсии:

  • в негосударственном пенсионном фонде (в дальнейшем — НПФ);
  • в государственной управляющей компании Внешэкономбанке (дальше — ГУК);
  • в частной управляющей компании (ниже в статье — УК).

Здесь надо знать следующие тонкости:

  • УК отбирают по конкурсу, и ПФР заключает с такой компанией договор о доверительном управлении средствами пенсионных накоплений граждан;
  • Договор об обязательном страховании с УК и ГУК Вы не заключаете, данный договор заключен в этом случае с ПФР.
  • Если накопительная часть страховых взносов отдана Вами в доверительное управление ГУК или УК, то учитывает средства ваших пенсионных накоплений, результаты их инвестирования, а также назначение и выплату накопительной пенсии непосредственно Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).
  • Когда же Вы доверили ваши пенсионные накопления НПФ, то учитывать и инвестировать их, назначать и выплачивать накопительную часть страховых взносов будет, не Пенсионный фонд, а выбранный Вами НПФ. Надо еще учесть, что НПФ сам решает, с каким количеством управляющих компаний Вам придется заключить договоры доверительного управления вашей накопительной частью пенсии.

2. Вы уже выбрали один из вариантов, о которых я рассказывала выше, и менять его не хотите. В этом случае Вам ничего делать не нужно. Ваша накопительная часть взносов в размере 6% останется там, куда Вы ее отдали.

3. Тот вариант управления, который Вы избрали, Вам почему-то не нравится, и Вы думаете его поменять. Для этого Вы должны написать заявление на выбор другой УК или НПФ. Сделать это можно лишь 1 раз за год, а заявление подать до 31 декабря текущего года.

4. Так случилось, что Вы в 2013 году успели подать заявление о выборе ГК «Внешэкономбанк» с тарифом 2%. В этом случае с 2014 года накопительная часть аннулируется и будет равна 0%. Чтобы накопительная часть снова начала формироваться в размере 6 % надо подать заявление заново до 31 декабря 2015 года.

Второй вариант (Вы отказываетесь от накопительной части страховых взносов):

1. До настоящего момента Вы не задумывались о судьбе накопительной части ваших взносов и никаких заявлений не подавали. Сейчас же хотите отказаться от нее и все взносы формировать как страховую часть. В этом случае никаких действий предпринимать не надо и Вам будет начисляться только страховая часть взносов.

2.До 2014 года Вы уже доверили накопительную часть страховых взносов УК, Внешэкономбанку или НПФ. И чтобы теперь начислялась только страховая часть взносов, надо подать заявление и отказаться в нем от формирования накопительной пенсии. Пенсионные накопления предыдущих лет передаются во Внешэкономбанк.

3.Если в 2014 году Вы успели выбрать тариф 2%, а сейчас желаете все взносы перевести в страховую часть, то опять же ничего делать не надо. С этого года в данном случае накопительная часть больше не будет сформирована, а начнет начисляться только страховая.

И еще несколько нюансов на посошок:

За эти два года (2014 и 2015) решать, как поступить с пенсионными накоплениями, можно не один раз, а несколько. Но помните! Самое последнее поданное Вами заявление и будет действовать с 2016 года. После боя курантов 31 декабря 2015 года поменять можно будет только самого страховщика, а не тариф.

Тем, кто с 1 января 2014 года впервые вступает в трудовые отношения, дано право выбора, куда направить эти многострадальные 6%: на страховую или накопительную часть взносов. Думать разрешили целых 5 лет. Пока Вы не приняли какого-либо решения, все взносы будут отчисляться на страховую часть пенсии.

Согласно принятым федеральным законам в 2014 году взносы всех застрахованных в ПФР граждан будут направлены на формирование страховой части пенсии. Таким образом, накопительная часть страховых взносов составит 0%.

Сказанное выше касается любой категории застрахованных граждан: как просто физических лиц для страховых взносов от заработной платы или доходах от гражданско-правовых договоров, так и ИП для страховых взносов в фиксированном размере.

На какие части делятся страховые взносы для разных категорий застрахованных лиц, читайте в других статьях, которые скоро будут опубликованы.

Поиск в тексте

Действующий

Название документа:
Номер документа: 56-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 30 апреля 2008
Дата начала действия: 01 октября 2008
Дата редакции: 01 апреля 2019

В настоящий документ вносятся изменения на основании Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ с 1 января 2020 года.

О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений (статьи 1 - 17)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений*


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 169, 02.08.2010) (о порядке вступления в силу см. );
(Российская газета, N 153, 15.07.2011) (о порядке вступления в силу см. );
(Российская газета, N 172, 30.07.2012) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.03.2014) (о порядке вступления в силу см. );
(с изменениями, внесенными ) (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2014) (вступает в силу с 1 января 2015 года);
Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 345-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.11.2014, N 0001201411050053) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.06.2018, N 0001201806040050);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2018, N 0001201812280040);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2019, N 0001201904010019).

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ ..

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации") определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) застрахованное лицо - лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию;
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

2) работодатель застрахованного лица, уплачивающего дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию (далее - работодатель), - лицо, являющееся для указанного застрахованного лица страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

3) дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию - индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

4) государственная поддержка формирования пенсионных накоплений - взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемые за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

5) взнос работодателя - средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию

Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

1. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию возникают на основании поданного лицом заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

2. Застрахованное лицо, вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и осуществляющее их уплату, вправе прекращать либо возобновлять уплату указанных взносов, а также определять их размер.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

3. Право на получение накопительной пенсии, сформированной за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (далее - Федеральный закон "О накопительной пенсии").
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

Статья 4. Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

1. Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (далее также - заявление) может подаваться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично гражданином, через своего работодателя либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр). Заявление также может быть подано иным способом, в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который подается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в порядке, определенном подпунктами 1-4 пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации").
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 138-ФЗ .

2. В заявлении должны быть указаны:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина;

2) фамилия, имя, отчество гражданина;

3) место жительства гражданина.

3. Форма заявления и инструкция по его заполнению утверждаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

4. Работодатель, получивший заявление, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения заявления, направляет его непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию либо через многофункциональный центр. Работодатели,  численность работников которых за предшествующий отчетный период составляет 25 и более застрахованных лиц , представляют полученные заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке полученные заявления могут представляться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации работодателями, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет менее 25 человек. Формат представления указанного заявления в форме электронного документа определяется Пенсионным фондом Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 33-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 345-ФЗ ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 48-ФЗ .
____________________________________________________________________
Положения части 4 настоящей статьи (в редакции .
____________________________________________________________________

5. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, получивший заявление, не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления направляет гражданину уведомление о получении заявления, результатах его рассмотрения и дате вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию. В случае подачи гражданином заявления в форме электронного документа указанное уведомление направляется гражданину в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
(Часть дополнена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

6. Гражданин, на которого не открыт индивидуальный лицевой счет в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"), одновременно с подачей заявления представляет сведения, необходимые при начальной регистрации в соответствии с указанным Федеральным законом, лично либо иным способом, в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации и который подается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, и регистрируется в качестве застрахованного лица в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

7. В случае, если в заявлении отсутствуют необходимые данные и (или) не представлены необходимые сведения, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает подавшему заявление гражданину соответствующие разъяснения. При представлении заявления в форме электронного документа территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации представляет разъяснения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (часть дополнена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ .

8. Персональные данные застрахованных лиц, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, являются государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

Статья 5. Дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

1. Размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию определяется застрахованным лицом самостоятельно.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

2. Застрахованное лицо, желающее уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию путем их перечисления через работодателя, указывает в подаваемом работодателю заявлении об уплате указанных взносов размер ежемесячно уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию, определенный в твердой сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Размер уплачиваемого застрахованным лицом дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию может быть изменен застрахованным лицом на основании его заявления.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

3. В случае прекращения с застрахованным лицом трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам работодатель прекращает исчисление, удержание и перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию без соответствующего заявления застрахованного лица со дня прекращения указанных правоотношений.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

4. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию включаются в состав пенсионных накоплений застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

Статья 6. Порядок самостоятельной уплаты дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

1. Уплата дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию осуществляется застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим указанный взнос, путем перечисления денежных средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации через кредитную организацию.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

2. При самостоятельной уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию застрахованное лицо не позднее 20 рабочих дней со дня окончания квартала, в котором осуществлена такая уплата, вправе представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации копию документа, подтверждающего уплату дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, или направить такой документ в форме электронного документа (электронного образа документа) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 138-ФЗ .

Статья 7. Порядок исчисления и удержания дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию работодателем

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

1. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию ежемесячно исчисляются работодателем отдельно в отношении каждого застрахованного лица.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

2. Работодатель, получивший заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию либо об изменении размера уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную пенсию, осуществляет исчисление, удержание и перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения работодателем соответствующего заявления. Прекращение либо возобновление уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию также осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

Статья 8. Взносы работодателя

1. Работодатель вправе принять решение об уплате взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию. Указанное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

2. В случае прекращения трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам с застрахованным лицом уплата взносов работодателя в пользу данного застрахованного лица прекращается со дня прекращения указанных правоотношений.

3. Размер взносов работодателя рассчитывается (определяется) им ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица, в пользу которого уплачиваются эти взносы.

4. Взносы работодателя включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц, в пользу которых уплачены такие взносы.

Статья 9. Порядок перечисления дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

1. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя перечисляются работодателем в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

2. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя зачисляются на отдельный счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства в подразделении Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

3. Перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя осуществляется работодателем отдельными платежами и оформляется отдельными платежными поручениями.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 345-ФЗ .

4. Работодатель одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию формирует реестры застрахованных лиц. Указанные реестры формируются отдельно в отношении сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и в отношении сумм взносов работодателя. В реестре должны содержаться следующие сведения:

1) общая сумма перечисляемых средств, включающая в себя сумму всех перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (сумму всех уплачиваемых взносов работодателя);

2) номер платежного поручения и дата его исполнения;

3) страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица;

4) фамилия, имя и отчество каждого застрахованного лица;

5) сумма перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию каждого застрахованного лица (сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица);

6) период уплаты.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 345-ФЗ .

____________________________________________________________________
В часть 4 настоящей статьи с 1 января 2015 года вносились изменения подпунктом "д" пункта 10 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .
Подпункт "д" пункта 10 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ исключен с 5 ноября 2014 года на основании Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 345-ФЗ .
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

5. Сведения, указанные в пункте 1 части 4 настоящей статьи, подлежат заверению кредитной организацией, через которую осуществлялось перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

6. Реестры застрахованных лиц представляются работодателем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого перечислялись дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачивались взносы работодателя (в случае их уплаты). Форма реестра застрахованных лиц и порядок его представления утверждаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

7. Работодатели,  численность работников которых за предшествующий отчетный период составляет 25 и более застрахованных лиц , представляют реестры застрахованных лиц в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо через многофункциональный центр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" . В таком же порядке реестры застрахованных лиц могут представляться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо через многофункциональный центр работодателями, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет менее 25 человек. Формат представления реестра в электронной форме утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июля 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 345-ФЗ ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 48-ФЗ .
____________________________________________________________________
Положения части 7 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ) в части использования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг применяются с 1 января 2013 года - см. пункт 5 статьи 41 Федерального закона от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ .
____________________________________________________________________

7_1. Работодатели несут ответственность за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных настоящей статьей, а также за несоблюдение порядка представления указанных сведений в форме электронных документов в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и законодательством об административных правонарушениях.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 48-ФЗ)

8. Работодатель одновременно с представлением в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации расчетного листка представляет застрахованным лицам информацию об исчисленных, удержанных и о перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованных лиц (в случае их уплаты).
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

Статья 10. Инвестирование сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

1. Поступающие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя до их отражения в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица инвестируются в порядке, установленном для инвестирования страховых взносов на финансирование накопительной пенсии в соответствии с .
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

2. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, а также доход от их инвестирования отражаются Пенсионным фондом Российской Федерации в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"). Срок, в течение которого указанные средства должны быть отражены в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и переданы управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, не может превышать три месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации реестров застрахованных лиц за истекший квартал либо в случае самостоятельной уплаты застрахованным лицом дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию  сведений об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию  за истекший квартал.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 15 июня 2018 года Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 138-ФЗ .

Статья 11. Выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании), перевод средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд

1. Застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в порядке, определенном Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" и .
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

2. Лица, в пользу которых ранее не уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию и которые впервые вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, а также лица, ранее не реализовавшие свое право на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо на перевод средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд, вправе при подаче заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию подать заявление о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо заявление о переводе средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд при условии заключения с негосударственным пенсионным фондом договора об обязательном пенсионном страховании. Заявление может быть подано в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который подается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
(Часть дополнена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

3. Заявления лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо о переводе средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд Пенсионный фонд Российской Федерации рассматривает в порядке, определенном Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" и Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" , и осуществляет перевод соответствующих средств в срок, который не может превышать три месяца со дня получения соответствующего заявления.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

4. Сумма дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплачиваемых застрахованным лицом, а также сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу застрахованного лица, ранее реализовавшего право на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо на перевод средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в соответствии с Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" и Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" , после их учета в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица передаются управляющей компании либо негосударственному пенсионному фонду в соответствии с ранее сделанным выбором застрахованного лица. Такое застрахованное лицо вправе в порядке и сроки, которые установлены указанными федеральными законами, подать заявление о выборе иного инвестиционного портфеля (иной управляющей компании) либо заявление о переводе средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд (иной негосударственный пенсионный фонд).
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

5. Мужчины 1953-1966 года рождения и женщины 1957-1966 года рождения, в пользу которых страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии уплачивались в период с 2002 по 2004 год включительно, вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществлять выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо переводить средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд.

Статья 12. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений

1. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, имеют застрахованные лица, подавшие заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию  в период с 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года и начавшие уплату указанных взносов в период по 31 января 2015 года. При этом застрахованные лица, вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию  после дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию   и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", имеют право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в случае, если на день подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию  они не являются получателями ни одного из видов пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации либо ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого пребывающему в отставке судье, за исключением лиц, которые являются получателями пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" .
(Часть в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2014 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 345-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 345-ФЗ); в редакции, введенной в действие с 8 января 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 536-ФЗ .

2. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 345-ФЗ).

3. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию в сумме не менее 2000 рублей.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 345-ФЗ).

Статья 13. Размер взноса ив софинансирование формирования пенсионных накоплений

Статья 13. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений

1. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12000 рублей в год.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

2. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и не обратившихся за установлением страховой пенсии, накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" , либо иной пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая ежемесячное пожизненное содержание судьи, определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 48000 рублей в год.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

3. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений рассчитывается Пенсионным фондом Российской Федерации с учетом условий предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, определенных настоящим Федеральным законом, в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.

4. Взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц.

Статья 14. Порядок перевода и учета взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений

1. Пенсионный фонд Российской Федерации до 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, направляет заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений. Форма и правила составления указанной заявки утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае необходимости Пенсионный фонд Российской Федерации направляет дополнительную заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений в срок не позднее трех месяцев со дня направления предыдущей заявки о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 июня 2018 года Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 138-ФЗ .

2. Средства на софинансирование формирования пенсионных накоплений переводятся в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, в срок, который не может превышать 10 рабочих дней, следующих за днем получения соответствующей заявки о переводе из федерального бюджета необходимой суммы средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений, за исключением случаев, если исполнение такой заявки требует внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. В случае внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части увеличения бюджетных ассигнований, предусмотренных на софинансирование формирования пенсионных накоплений, указанные средства переводятся в срок, который не может превышать 15 рабочих дней, следующих за днем вступления в силу федерального закона о внесении указанных изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 июня 2018 года Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 138-ФЗ .

3. Средства на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается передача указанных средств управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.

4. При исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год учет операций, связанных со средствами федерального бюджета, направленными на софинансирование формирования пенсионных накоплений, ведется Пенсионным фондом Российской Федерации на соответствующих счетах бюджетного учета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Передача на инвестирование средств федерального бюджета, направленных на софинансирование формирования пенсионных накоплений

1. Средства федерального бюджета, направленные на софинансирование формирования пенсионных накоплений и поступившие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам не позднее 10 рабочих дней со дня получения средств для софинансирования формирования пенсионных накоплений.

2. Средства федерального бюджета, направленные на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и переданные управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, инвестируются в соответствии с Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" и Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".
(Статья в редакции, введенной в действие с 15 июня 2018 года Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 138-ФЗ .

Статья 15_1. Корректировка сведений о средствах пенсионных накоплений

1. По результатам проверки достоверности сведений, представленных работодателями, застрахованными лицами, уплачивающими дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, а также сведений, представленных кредитными организациями при приеме платежей физических лиц по дополнительным страховым взносам на накопительную пенсию, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет корректировку сведений о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования, сообщив об этом застрахованному лицу.

2. Корректировка этих сведений осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в течение десяти рабочих дней со дня обнаружения факта недостоверности сведений либо по обращению застрахованного лица, работодателя, кредитной организации в срок, непревышающий трех месяцев со дня такого обращения, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 48-ФЗ .

3. Результаты корректировки отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральный закон от 4 ноября 2014 года N 345-ФЗ)


Статья 16. Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц

Выплаты за счет средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц, вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, осуществляются в порядке, установленном для выплат за счет средств пенсионных накоплений Федеральным законом "О накопительной пенсии" , Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" .
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ .

Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2008 года, за исключением части 3 статьи 3, частей 3 и 4 статьи 5, статей 6, 7, частей 2-4 статьи 8, статей 9, 10, части 4 статьи 11, частей 2 и 3 статьи 12 и статей 13-16 настоящего Федерального закона.

2. Часть 3 статьи 3, части 3 и 4 статьи 5, статьи 6, 7, части 2-4 статьи 8, статьи 9, 10, часть 4 статьи 11, части 2 и 3 статьи 12 и статьи 13-16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2009 года.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений (с изменениями на 1 апреля 2019 года)

Название документа: О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений (с изменениями на 1 апреля 2019 года)
Номер документа: 56-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Действующий
Опубликован: Российская газета, N 95, 06.05.2008

Собрание законодательства Российской Федерации, N 18, 05.05.2008, ст.1943

Дата принятия: 30 апреля 2008
Дата начала действия: 01 октября 2008
Дата редакции: 01 апреля 2019
 


Читайте:



Дмитрий костыгин юлмарт. Компания "Юлмарт". Досье. Падение с вершины

Дмитрий костыгин юлмарт. Компания

Совладельцу «Юлмарта» вернули меру пресечения с разрешением ходить на работу Смольнинский райсуд Санкт-Петербурга вернул под домашний арест...

Порядок заполнения форм сметной документации в сфере стоимости строительной продукции

Порядок заполнения форм сметной документации в сфере стоимости строительной продукции

Смета - часть рабочей документации. Она необходима для любой стройки, любых работ. По смете определяют, сколько денег требуется стройке. Сколько их...

Курсовая работа: Внешние и внутренние функции государства

Курсовая работа: Внешние и внутренние функции государства

0 Факультет экономики и управления Кафедра государственного и муниципального управления Курсовая работа по дисциплине «СГиМУ» Внутренние и...

Перепланировка квартиры: что можно, а что нельзя делать, убирать, переносить, если квартира в ипотеке Как узаконить перепланировку квартиры самостоятельно

Перепланировка квартиры: что можно, а что нельзя делать, убирать, переносить, если квартира в ипотеке Как узаконить перепланировку квартиры самостоятельно

Последнее обновление: 31.01.2020 Перепланировка квартиры предполагает изменение внутреннего расположения жилья с обязательным внесением...

feed-image RSS