Главная - Полезное
Научн статья о историческ ресурс в туризме. Основные виды туристских ресурсов, аттракторов и их характеристики. Туризм в современном мире

Туризм обеспечивает как формирование значительной части бюджетных доходов во многих странах мира, так и формирует условия для полноценного отдыха и оздоровления различных групп населения. На территории России расположено большое число красивейших мест, которые потенциально могут стать привлекательными туристскими объектами.

Туристские ресурсы – «природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил» (ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 4 октября 1996 г.).

Анализ регионального законодательства в сфере туризма показывает, что законы регионального уровня, регулирующие данную сферу деятельности, существуют в 43 субъектах Федерации. Из них определения туристских ресурсов, отличные о трактовки, используемой на федеральном уровне, встречаются в 9 регионах. Еще в 10 регионах предлагаются определения, полностью дублирующие федеральное законодательство.

Рассмотрение определений, отличных от определения, предлагаемого на федеральном уровне, заключаются преимущественно в следующем. Главной особенностью становится формулировка потребностей, удовлетворяемых с помощью использования туристских ресурсов.

Определениями, в более значительной степени отличными от федерального законодательства, являются: 1) «Туристские ресурсы - природные, культурные, исторические и иные объекты на территории Ивановской области, которые составляют или могут составить основу туристского продукта, (включая объекты показа, способные удовлетворить духовные потребности туристов)»; 2) «Туристские ресурсы - природные, социально - культурные, исторические и техногенные объекты, расположенные на территории Республики Северная Осетия-Алания, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил»; 3) «Туристские ресурсы - совокупность природных, социально-культурных, оздоровительных, исторических объектов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туриста в комплексе и порознь» ; «Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные и иные объекты, стимулирующие туристов к путешествию, способные удовлетворить потребности в восстановлении и развитии физических, эмоциональных и интеллектуальных сил человека».

Анализ приведенных данных о понимании сущности туристских ресурсов свидетельствует в целом о наличии единой точки зрения на данный вопрос.

Также имеется ряд определений таких понятий, как «объекты туристского показа» («памятники культуры (археологии, архитектуры, истории, искусства и другие), природные заповедники, природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное и иное ценное значение и приобретающие в связи с этим привлекательность для туристов (экскурсантов)», «объект туризма» (территория (участок, объект) рекреационно-туристского назначения, имеющая (имеющий) собственный правовой режим, замкнутые границы, фиксированные местоположение и площадь, в том числе природные, культурно-исторические, культурные и религиозные объекты, предназначенные для туристского показа), «объекты туристской индустрии» (гостиницы, иные средства размещения, объекты общественного питания, средства транспорта, объекты и средства развлечения, объекты делового, познавательного, оздоровительного, спортивного и иного назначения, используемые в туристских целях).

В целом необходимо отметить, что законодательство субъектов РФ определяет туристские ресурсы достаточно единообразно, несмотря на наличие ряда небольших отличительных особенностей в некоторых регионах. В источниках, не связанных с законодательством, приводится ряд альтернативных определений туристских ресурсов.

Так к туристским ресурсам также относят практически любой объект, комплекс объектов, образ или идею, способные вызывать туристический интерес, то есть осознанное стремление индивида к непосредственному ознакомлению (посмотреть, потрогать, почувствовать, попробовать и т.д.), ради которого последний готов пожертвовать определенным количеством материальных благ (обычно, деньгами) и собственным свободным временем.

Литература:

1. Закон Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 1998 г. № 59-II «О туризме и туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)» (с изменениями от 25 апреля, 25 декабря 2003 г.)

2. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 1999 г. № 5-РЗ «О туризме» (с изменениями от 22 мая 2006 г.)

3. Закон Ивановской области от 14 мая 1999 г. № 16-ОЗ «О туристской деятельности» (принят Законодательным Собранием 22 апреля 1999 г.).

4. Закон Республики Калмыкия от 13 апреля 2000 г. № 57-II-З «О туристской деятельности в Республике Калмыкия» (с изменениями от 25 июня, 16 декабря 2004 г., 28 июня 2007 г.)

5. Закон Челябинской области от 27 апреля 2000 г. № 119-ЗО «О туризме» (с изменениями от 27 ноября 2003 г.)

6. Закон Краснодарского края от 25 октября 2005 г. № 938-КЗ «О туристской деятельности в Краснодарском крае» (с изменениями от 29 декабря 2006 г. и 5 июня 2008 г.)

7. Закон Республики Тыва от 7 февраля 1997 г. № 706 «О туризме» (с изменениями от 12 февраля 2001 г., 26 марта 2004 г., 23 июля 2007 г.)

Туристские ресурсы - природно - климатические, социокультурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма (М. Б. Биржаков, 2000).

Туристские ресурсы - природные, исторические и социально - культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию физических сил (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996).

Существуют также такие разновидности рекреационных и туристских ресурсов как природные лечебные и туристские информационные ресурсы.

Туристские лечебные ресурсы - рекреационные ресурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения, относящиеся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

Туристские информационные ресурсы - информация о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученная туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени.

Значение растительного покрова в качестве рекреационного ресурса очень велико, так как с ним связано оздоровительное влияние ландшафта благодаря ионизационным и фитонцидным свойствам растений. Особенно велика роль лесов, ведь именно лесные массивы способствуют повышению содержания кислорода в воздухе и его ионизации. Ионизация -- процесс образования ионов в воздушной среде, оказывающий очищающее действие на организм человека. Оптимальной ионизацией обладают смешанные леса, сосновые боры, а из отдельных древесных пород сосна, береза, липа, рябина, дуб, лиственница, ель, пихта.

Рекреационную функцию леса определяет также санитарно-гигиеническая обстановка, которая зависит от фитонцидных свойств растений. Фитонциды -- это летучие вещества, выделяемые древесной растительностью, которые стерилизующе действуют на определенные микроорганизмы.

Леса обогащают воздух кислородом и поглощают углекислый газ. Кроме того, они очищают воздух от различных видов загрязнения, в т, ч. и шумового. Очень важно наличие лесных полос вдоль транспортных магистралей. и лесонасаждений вокруг рекреационных объектов. Леса благоприятно влияют также на радиационный и термический режимы. В летний период они снижают тепло-ощущение человека на 1--5 градусов.

Лес -- это природная (географическая) зона, представленная более или менее сомкнуто растущими деревьями и кустарниками одного или нескольких видов.

Лес обладает свойством постоянного самовозобновления.

Туристские маршруты и учреждения обычно располагаются там, где имеются богатые ресурсы. Пейзаж -- не только фон, на котором происходит путешествие, но и явление, имеющее огромное самостоятельное значение. Иногда на первом месте оказываются эстетические качества ландшафта.

Живописность местности определяется сочетанием двух или трех компонентов ландшафта (пересеченный рельеф, водный объект, разнообразный растительный покров), чередованием открытых и закрытых пространств (лес, пашня, луг, болото), наличием видовых панорам (утесы, обрывы, открытые водоемы и др.) и колористическим разнообразием пейзажа. Оптимально, когда имеются все три компонента ландшафта. Но обычно достаточно бывает двух составляющих. Единичны случаи, когда одного компонента достаточно для формирования своеобразного пейзажа. Они очень интересны для показа, но непригодны для строительства рекреационных учреждений. Эстетика ландшафта зависит от человека и может быть улучшена благодаря антропогенному вмешательству.

Ландшафтно-рекреационный потенциал -- это интегральная оценка пригодности данной территории для рекреации и туризма.

Воздействие климата на организм человека называют биоклиматом. Биоклиматические параметры представляют собой комплексное воздействие метеорологических характеристик воздушных масс на организм человека. К таким характеристикам относятся температура, влажность, количество осадков, скорость и направление ветра, давление.

Чтобы раскрыть условия формирования климата, необходимо определить его причины. Их называют климатообразующими факторами. Основные климатообразующие факторы приведены на схеме. Климат различных участков Земли формируется под влиянием всех климатообразующих факторов.

Можно выделить три основных климатообразующих фактора:

¦ солнечной радиации, обеспечивающей поступление на землю света, тепла и ультрафиолета;

¦ атмосферной циркуляции, с которой связан перенос воздушных масс в атмосферных вихрях (циклонах и антициклонах) и наличие зон раздела воздушных масс (атмосферных фронтов);

¦ подстилающей поверхности, определяющей перераспределение солнечной радиации и атмосферной циркуляции в зависимости от характера земной поверхности.

Солнечная радиация -- источник энергии всех процессов, происходящих в атмосфере. За счет солнечной радиации происходит передача тепла Солнцем через космическое пространство. Шарообразная форма Земли определяет различия климата в зависимости от географической широты, а наклонное положение оси вращения Земли -- сезонность климата. Циркуляция воздушных масс в атмосфере влияет на режим осадков и географию их распределения, температуру воздуха.

Для характеристики климата важно знать, как в данном месте распределяются суша и море. Удаленность от берегов океана вглубь материков (территорий) отражается на режиме температуры, влажности, осадков, определяет степень континентальности данного климата.

Теплые течения в морях и океанах способствуют повышению температуры в прибрежных районах суши и увеличению количества осадков. Холодные течения понижают температуру на окраинах материков и препятствуют выпадению осадков.

Велико воздействие на климат и рельефа. На климат влияют: высота местности над уровнем моря, направления горных хребтов, служащих препятствием для ветра и воздушных масс. Равнины же позволяют воздушным массам беспрепятственно проникать в соседние районы. Климат в большой степени зависит и от характера подстилающей поверхности, под которой понимают компоненты земной поверхности, взаимодействующие с атмосферой (лес, почва, снег и другие компоненты).

С развитием человеческого общества появился новый фактор, влияющий на климат планеты - антропогенный. В городах, например, температура воздуха выше, чем в сельской местности. Запыленность воздуха способствует образованию туманов, облаков, что ведет к сокращению продолжительности солнечного сияния и выпадению осадков. Хозяйственная деятельность человека имеет пагубное, порой необратимое влияние на климат.

Климат оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на организм человека. Положительное воздействие обычно используется в рекреационной деятельности для организации климатолечения. От отрицательных факторов требуется защита в виде климато-профилактики. Использование климатических факторов имеет очень большое оздоровительное значение в связи с тренирующим воздействием климата на естественные механизмы стимуляции жизнедеятельности организма, отработанные в процессе эволюции.

Культурно - исторические объекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науки, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте. Фактически не все наследие прошлого относится к культурно - историческим рекреационным ресурсам. К ним принято причислять только те культурно - исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течении определенного времени. Среди культурно - исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно - культурной рекреации .

Туристские ресурсы – это природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.
Свойства туристских ресурсов. К основным свойствам туристских ресурсов относятся: аттрактивность (привлекательность); доступность; степень изученности; значимость для показа (зрелищность); пейзажные характеристики ландшафта; социально-демографические характеристики; потенциальный запас; способы использования. Специфическими свойствами туристских ресурсов являются целостность, емкость, надежность, привлекательность и др.
Целостность понимается как неделимость туристских ресурсов и их элементов, существование их в определенной взаимосвязи.
Емкость определяется количеством туристов, которых может принять территория, располагающая туристским ресурсами.
Надежность туристских ресурсов – свойство, определяемое всем комплексом социальных, экономических и политических условий в рамках туристских территорий.
Уникальность туристских ресурсов определяется их редкостью и исключительной привлекательностью для туристов из любого уголка земного шара.
Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчест-вом известных людей.
Рекреационная ценность – возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туристов.
Известность – популярность тех или иных туристских объектов и комплексов среди туристов.
Экзотичность – степень контрастности объектов по отношению к условиям места постоянного проживания туристов, необычность объектов.
Выразительность – степень взаимодействия объекта с окружающей средой, сооружениями, природой.
Сохранность – подготовленность объекта к организованному приему туристов.
Безопасность – свойство туристских ресурсов, выражающееся в отсутствии возможных негативных по-следствий от их использования туристами и местным населением.
Характеристики туристских ресурсов. По мнению И.И. Пирожника , важнейшими характеристиками туристских ресурсов являются:
объем запасов, необходимый для определения потенциальной емкости туристских комплексов, уровня освоенности, оптимизации нагрузок;
площадь распространения ресурсов, позволяющая определить потенциальные туристские террито-рии, установить округа санитарной охраны;
период возможной эксплуатации, определяющий сезонность туризма, ритмичность туристских потоков;
территориальная неподвижность большинства видов ресурсов, обусловливающая тяготение турист-ской инфраструктуры к местам их концентрации;
сравнительно низкая капиталоемкость и невысокая стоимость эксплуатационных затрат, что позволяет достаточно быстро создавать инфраструктуру и получать социальный и экономический эффекты, а также самодеятельно использовать отдельные виды ресурсов;
возможность многократного использования при соблюдении норм рационального природопользования и проведении необходимых мероприятий по рекультивации и благоустройству.
К туристским ресурсам их потребители предъявляют следующие требования:
использование природных ценностей
усвоение культурных
возможность занятий спортом
любительские занятия (рыбалка, охота).
Природные ресурсы, как и географические, всегда были основой развития туризма Природные ресурсы выполняют многочисленные функции; одной из важнейших является возможность их использования в качестве средства восстановления физ зических и духовных сил человека Природные туристические ресурсы следует рассматривать как ресурсы, которые активно используются для сохранения или поддержания здоровья индивидуума К ним можно отнести как отдельные компо ненты природы, так и весь природный комплексаекс.
Все природные ресурсы оценивают в зависимости от их рекреационного или туристического потенциала Однако степень использования природных ресурсов может быть разным и зависит преимущественно от специализации региона
При классификации природных ресурсов целесообразно учитывать как их естественное происхождение, так и экономическое значение для туризма
Выделяют следующие группы природных ресурсов
1 По происхождению:
- физические, к которым относятся компоненты неживой природы (геологические, климатические, гидрологические, термальные ресурсы);
- биологические - живая природа (почвенные ресурсы, флора, фауна);
- энергоинформационные - специфические поля ноосферной природы, служащие факторами привлекательности (например, местность или ландшафт) Этот тип ресурсов является базой для развития таких видов туризма, как культурное, сенсетивний и религиознойй.
2 По видам рекреационного использования:
- минеральные воды;
- грязи;
- ванны;
- солярии;
- леса
3 По скоростью исчерпания ресурсов:
- исчерпывающие природные ресурсы,
- неисчерпаемые природные ресурсы, к которым относится часть природных ресурсов (солнечная энергия, ветер, морские приливы)
Отдельно выделяют природные лечебные ресурсы - рекреационные ресурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения страны или региона, а также туристов
Природный ландшафт - это пространственная среда, в пределах которой основные ландшафтные компоненты сформировались и существуют без участия человека.
Рельеф Земли - это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и малень-ких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил.
Климат - это средний режим погоды в определенном месте, выявленный за многие годы наблюде-ний.
Климатические ресурсы как природные ресурсы присущи всем регионам и странам планеты, но обладают разными качественными характеристиками.
Климат может быть морской и континентальный; влажный и сухой; жаркий и холодный; арктический, умеренный, субтропический, тропический, экваториальный, горный и др. Оценивают его как благоприятный или неблагоприятный для жизни и определенных видов деятельности человека, для сельского хозяйства или рекреации (курортов, спорта, туризма и др.).
Климатообразующие факторы – это физические механизмы, определяющие внешние воздействия на КС, а также основные взаимодействия между звеньями КС (рис. 1.2).
Выделяют три главных климатообразующих фактора солнечная радиация, циркуляция атмосферы и рельеф местности.
Водные ресурсы – пригодные для использования воды морей, рек, озер, искусственных водоемов, подземные воды, почвенная влага, лед горных и полярных ледников, водяной пар атмосферы.
Водные ресурсы используются для водоснабжения, ирригации, гидроэнергетики, транспорта, спорта, рыболовства, рекреации и туризма.
Растительные ресурсы – естественные угодья суши, покрытые лесной, луговой, степной растительностью, и морские луга. Значение этих ресурсов неоценимо в глобальном масштабе. Они создают (продуцируют) запасы кислорода в атмосфере. В региональном масштабе растительные ресурсы представляют собой запасы древесины для; пищевой ресурс морской травы в приморских районах; ресурс луговой и степной растительности как ценного корма для скота.
Минерально-сырьевые ресурсы – это совокупность ископаемых и россыпных залежей полезных элементов и соединений, а также природные растворы солей озер, морей, подземных и подводных источников, содержащих минералы в высоких концентрациях, при которых экономически целесообразно их извлечение. К особым минеральным ресурсам можно отнести и минеральные источники вод (холодные и горячие), минеральные грязи, используемые для оздоровительных, бальнеологических целей.
Рекреационные ресурсы – это компоненты природной среды и феномены социокультурного характера, которые благодаря определенным свойствам могут быть использованы для рекреационной деятельности.
Рекреационные ресурсы – сложный вид ресурсов, которые складываются из природной и антропоген-ной составляющих и формируют потенциальные возможности для рекреации.

Глава VI. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 13. Туристские ресурсы Российской Федерации

Комментарий к статье 13 Федерального закона от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»

1. Статьей 13 комментируемого Закона регулируются вопросы, связанные с туристскими ресурсами РФ.

Туристскими ресурсами являются природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Таким образом, речь идет о ресурсах, бесконтрольное использование которых может привести к их истощению или даже к их полному исчезновению. Удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерб социальным и экономическим интересам населения туристских районов, окружающей среде и в особенности природным ресурсам, являющимся основным фактором, привлекающим туристов, а также историческим и культурным местам. Все туристские ресурсы являются достоянием человечества. Национальные общества и международное сообщество в целом должны принимать необходимые меры по их защите. Защита исторических, культурных и религиозных мест при любых обстоятельствах, особенно во время конфликтов, должна представлять собой одну из основных обязанностей государства (п. 18 Манильской декларации по мировому туризму, 10 октября 1980 г.).

По всему миру известны египетские пирамиды, французские Эйфелева башня, Версальский дворец, Лувр, итальянские Рим (в т.ч. и его Колизей) и Венеция, индийский Тадж-Махал, Великая китайская стена, норвежские фьорды и т.д.

Фактически на использовании туристских ресурсов в той или иной степени и формируется туристский продукт.

Наличие туристских ресурсов в стране, их количество определяются множеством факторов: природно-климатическими, историческими, культурными. Отсутствие туристских ресурсов препятствует развитию массового туризма. Однако значительное количество туристских ресурсов создает лишь предпосылки развития массового туризма, но не гарантирует его без соответствующих организационных мероприятий. Так, наша страна традиционно богата туристскими ресурсами различного вида. Однако отсутствие целенаправленной политики по развитию туризма на территории нашего государства, отсутствие достойных средств размещения и перемещения, инфраструктуры приводит к тому, что потенциал туристских ресурсов нашей страны используется крайне мало.

2. В соответствии с комментируемой статьей классификация и оценка туристских ресурсов РФ, режим их охраны, порядок сохранения целостности туристских ресурсов РФ и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ресурсов РФ с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую среду должны определяться в соответствии с законодательством РФ. В данном случае, полагаем, имеется в виду отраслевое законодательство, касающееся использования каждого конкретного вида туристских ресурсов.

Однако отсутствие четкой классификации и регламентации туристских ресурсов в Законе приводит, на наш взгляд, к размытости понятия туристских ресурсов и фактически декларативной роли комментируемой нормы. Применение нормы порождает необходимость долгого поиска и изучения значительного количества нормативных правовых актов.

Вместе с тем туристские ресурсы условно можно разделить на естественные (природные, климатические, географические) ресурсы и искусственные ресурсы, т.е. ресурсы, созданные человеком в процессе его жизнедеятельности (исторические ресурсы, антропогенные ресурсы, в т.ч. памятники, сооружения, музеи).

Одним из способов формирования, использования и сохранения естественных природных туристских ресурсов является создание особо охраняемых природных территорий в соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Согласно преамбуле указанного Федерального закона особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории отнесены к объектам общенационального достояния.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные. В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Цель государственных природных заповедников — сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. Государственные природные заповедники используются для экологического просвещения и развития познавательного туризма;

2) национальные парки, которые являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (ст. 12 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:

а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;

б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;

в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности (в т.ч. туризма);

д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов РФ и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования;

3) природные парки, которые являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях (ст. 18 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). Природные парки могут активно использоваться в качестве туристских ресурсов;

4) государственные природные заказники. В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы;

е) памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения (ст. 25 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»);

5) дендрологические парки и ботанические сады, являющиеся природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов. Именно эта зона используется в целях познавательного туризма;

б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

в) административную;

6) лечебно-оздоровительные местности и курорты. В соответствии со ст. 31 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. А освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами. Лечебно-оздоровительные местности и курорты активно используются для лечебно-оздоровительного и рекреационного туризма. В России особой популярностью среди туристов пользуются курорты Краснодарского края.

Режим охраны природных туристских ресурсов устанавливается как ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», так и ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

3. Помимо природных территорий, туристскими ресурсами являются искусственные туристские ресурсы, к которым в т.ч. относятся и различные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры).

В частности, в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

— памятники, под которым понимаются отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки;

— ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

— достопримечательные места, являющиеся творениями, созданными человеком, или совместными творениями человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РФ, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

В России ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). Указанный реестр имеет большое значение и для туристской деятельности, т.к. позволяет использовать информацию, содержащуюся в нем, при формировании туристского продукта.

Регулирование вопросов, связанных с народными промыслами, осуществляется ФЗ «О народных художественных промыслах». В частности, под народным художественным промыслом понимается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

При этом местом традиционного бытования народного художественного промысла будет являться территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

К народным промыслам относятся:

а) художественная обработка дерева и других растительных материалов;

б) производство художественной керамики;

в) художественная обработка металлов;

г) производство ювелирных изделий народных художественных промыслов;

д) миниатюрная лаковая живопись;

е) художественная обработка камня;

ж) художественная обработка кости и рога;

з) производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов;

и) художественное ручное кружево;

к) художественное ручное ткачество;

л) художественное ручное вязание;

м) художественное ручное ковроткачество и ковроделие;

н) художественная ручная роспись, набойка тканей;

о) художественная обработка кожи и меха;

п) прочие виды производств изделий народных художественных промыслов, а именно:

— изделия из стекла, выполненные методом формования изделий совокупностью ряда приемов обработки горячего стекла непосредственно возле стекловаренной печи: выдувания (в формы или без форм), лепки, сплавления различных деталей, горячей отделки края, рифления, кракле, накладных цветных слоев (нацветов), узоров из цветных пятен, нитей и лент; из стеклянных трубок и стержней способами свободного и формового выдувания, ручного формования и лепки (в том числе с последующим ручным декорированием);

— изделия из бисера, выполненные в традициях народного искусства определенной местности;

— куклы в национальных костюмах народов России, изготовленные ручным способом с применением традиционных видов вышивки, ткачества, аппликаций;

— изделия лоскутного шитья, выполненные путем ручной подборки составляющих элементов в традициях народного искусства определенной местности;

— изделия платочные, изготовленные путем переноса на ткань авторского рисунка посредством печати по шаблону в сочетании с ручным и механизированным способами декорирования, в соответствии с самобытными традициями народного художественного промысла определенной местности;

— музыкальные инструменты, изготовленные в традициях местной локальной художественной культуры с применением ручного труда и методов творческого варьирования (инкрустация металлом, деревом, перламутром, резьба и роспись по дереву) (Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 15 апреля 2009 г. N 274 «Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов»).

Кроме того, к искусственным туристским ресурсам относятся также и музеи. В соответствии с ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» музеи в России создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера. С перечнем музеев не только РФ, но и мира можно ознакомиться на сайте: URL: http://www.museum.ru.

Существуют также и музеи-заповедники, представляющие собой музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями. Например, Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» и др.

Целями создания музеев в РФ являются:

— осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности;

— хранение музейных предметов и музейных коллекций;

— выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;

— изучение музейных предметов и музейных коллекций;

— публикация музейных предметов и музейных коллекций.

Целями создания музеев-заповедников в России наряду с указанными целями являются обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов, а также обеспечение режима содержания достопримечательного места, отнесенного к историко-культурному заповеднику, или ансамбля, сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел, осуществление экскурсионного обслуживания, предоставление информационных услуг, а также создание условий для туристской деятельности.

4. Как уже было отмечено, развитие туризма невозможно без использования туристских ресурсов. Большое многообразие туристских ресурсов в нашей стране порождает необходимость их систематизации для целей туризма. На сегодняшний день работа по систематизации туристских ресурсов в России не проводится. Существуют реестры отдельных видов туристских ресурсов (например, объектов культурного наследия). Однако полагаем, что этого не достаточно. Осуществление стратегии развития туризма в нашей стране невозможно без проведения работы по формированию единого реестра туристских ресурсов, который бы включал в себя информацию о каждом туристском ресурсе и режиме его охраны. Такой реестр способствовал бы активному развитию сети туристских направлений, привлечению инвестиций для развития туризма, стимулировал бы развитие самодеятельного и внутреннего туризма.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Туристские ресурсы Российской Федерации

Туристские ресурсы Российской Федерации - рекреационные ресурсы, объекты культурного и природного наследия, иные объекты туристского показа, способные удовлетворить духовные и интеллектуальные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, поддержанию нормальной жизни и деятельности; к туристским ресурсам также относятся особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Россия располагает огромными возможностями для привлечения туристов. Этому способствует наличие разнообразных природно-климатических зон; богатое культурно-историческое прошлое России; большие малоосвоенные территории, где сохранилась дикая природа. К сожалению, в силу ряда обстоятельств Россия пока не в полной мере реализует свой рекреационный потенциал и достаточно однобоко использует свои ресурсы в этой области.

Перечень основных туристических и курортных зон России можно представить исходя из классификации В.Г. Гуляева (см. табл. 1)

Таблица 1 - Перечень основных туристических и курортных зон федерального значения в России

Зоны развития туризма федерального значения

Специализация по видам туризма

1. Север (Баренцево море, Архангельск, Соловки, Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республика Карелия)

Познавательный и экологический круизы, охота, рыбная ловля, горные лыжи, походы, паломничество

Вологда, Волго-Балгий-ский канал, Петрозаводск, Кижи, Валаам, Хибины

2. Северо-запад (Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская области)

Познавательный, деловой и конгресс-туризм, отдых, круизы, автотуризм

Санкт-Петербург, Выборг, Ломоносов, Павловск, Пушкин, Петродворец, Псков, Валдай

3. Балтийское побережье (Калининградская обл.)

Деловой туризм, круизы, отдых с лечением

Калининград, Светлогорск

4. Москва и Московская область

Познавательный, деловой, конгресс-туризм, автотуризм

Москва, Сергиев-Посад, Верея, Коломна, Истра, Руза и др.

5. Золотое кольцо древних русских городов (Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская, Тверская области)

Познавательный, деловой туризм, отдых с лечением, отдых без активных способов передвижения, автотуризм

Кострома, Ярославль, Переславль- Залесский, Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Тверь, Торжок и др.

6. Поволжье (Нижегородская, Астраханская, Волгоградская Ульяновская области, Татарстан)

Познавательный, деловой, отдых с лечением, отдых без активных способов передвижения, круизы, рыбная ловля

Нижний Новгород, Большое Болдино, Волгоград, Казань, Астрахань

7. Северный Кавказ

7.1. Каспийское побережье (Республика Дагестан)

Отдых без активных способов передвижения, познавательный туризм

7.2. Черноморское и Азовское побережье

Отдых без активных способов передвижения, лечение, познавательный туризм

Анапа, Ейск, Сочи, Геленджик, Азов

7.3. Кавказские Минводы

Отдых с лечением, отдых без активных способов передвижения

Кисловодск, Пятигорск, Минводы

7.4. Республика Кабардино-Балкария

Горные лыжи

8.1. Горный Алтай

Отдых без активных способов передвижения, отдых с лечением, горные лыжи, экотуризм, походы

Телецкое озеро, Бе-локуриха

8.2. Горная Шория

Отдых с лечением, горные лыжи экотуризм

Междуреченск, Таш-тагол

8.3. Байкал

Многофункциональная зона

Иркутск, Улан-Удэ, Кяхта

8.4. Якутия

Познавательный и деловой туризм, экотуризм

Якутск, р. Лена

9. Дальний Восток

9.1. Приморье (Приморский край)

Многофункциональная зона

Владивосток, Находка

9.2. Сахалин, Курилы

Отдых с лечением, познавательный и деловой туризм, охота, рыбная ловля, экотуризм

Анивский залив, Курилы

9.3. Камчатка, Командоры

Экотуризм, охота, походы

Петропавловск-Камчатский, Долина гейзеров, Командорские острова

Туристическое районирование рекреационных ресурсов России провели А.А. Романов и Р.Г. Саакянц . В его основу положены в основном физико-географические признаки (рельеф местности, особенности климата, флоры, фауны, наличие геотермальных ресурсов), а также наличие культурно-исторического потенциала и развитость туристической инфраструктуры. В результате выделены четыpe крупных региона: Центр России, Север России, Юг России, Сибирь и Дальний Восток.

Северо-Западная часть России благодаря ее географическому положению, уникальному историко-культурному наследию и богатству природных ресурсов обладает значительным туристским потенциалом. Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Архангельская области, Республика Карелия формируют перспективное туристское направление "Серебряное кольцо России". В его пределах сосредоточено значительное количество уникальных историко-культурных объектов, памятников архитектуры и русского зодчества, в том числе старейший в России курорт - Марциальные воды.

Традиционными для северо-запада Российской Федерации видами туризма, обеспечивающими большую часть внутреннего и въездного туристских потоков, являются культурно-познавательный, событийный, деловой и активный туризм. Вместе с тем богатство и разнообразие природно-климатических ресурсов являются необходимым и достаточным потенциалом для развития оздоровительного, экологического, круизного и сельского видов туризма.

В настоящее время туристский потенциал регионов "Серебряного кольца России" используется не в полной мере, что связано с наличием сдерживающих факторов, среди которых - неудовлетворительное состояние многих историко-культурных объектов и объектов туристского показа, нуждающихся в реконструкции, а также низкий уровень развития транспортной и иной обеспечивающей инфраструктуры.

На территории регионов Центрального федерального округа, в совокупности составляющих перспективное туристское направление "Золотое кольцо России", расположено 204 исторических города, действуют 517 музеев (21 процент общероссийского показателя), 168 театров (29 процентов), 10,8 тыс. объектов культурно-досугового типа, а также более 2 тыс. гостиниц.

Центральная Россия обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, представляя собой центр культурно-познавательного, круизного, делового и лечебно-оздоровительного туризма.

В настоящее время наиболее развитыми видами туризма в регионах "Золотого кольца России" является культурно-познавательный, этнографический и религиозный туризм. Популярный маршрут "Золотое кольцо России" проходит через древнейшие города центра России и привлекает около 4 млн. туристов ежегодно. В то же время значительный туристско-рекреационный потенциал предоставляет возможности для дальнейшего развития и диверсификации регионального туристского продукта в сторону экологического, рекреационного, яхтенного и круизного туризма.

Наряду с общими проблемами российской туристской индустрии, для туристской отрасли "Золотого кольца России" характерно недостаточное продвижение многих туристских объектов и узкий спектр услуг, предлагаемых для отдыха и развлечения туристов. Создание туристских кластеров в Центральном федеральном округе будет способствовать сохранению объектов истории и культуры, развитию новых туристских маршрутов регионов, входящих в состав "Золотого кольца России", возрождению русских традиций, а также поддержке и развитию русской православной культуры. Необходимо формирование благоприятной среды для роста малого и среднего бизнеса, предлагающего широкий перечень туристских продуктов, как по составу, так и по цене.

Регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов объединены в перспективное туристское направление "Юг России". К ним относятся Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, а также Кабардино-Балкарская Республика. Богатое природное и культурное наследие, разнообразие флоры и фауны при соответствующем уровне развития могут обеспечить опережающий рост туристско-рекреационного комплекса и превращение его в одну из базовых отраслей специализации указанного направления. Азовское и Черноморское побережья, а также районы Кавказских Минеральных Вод и Приэльбрусья - известные в России и за рубежом бренды пляжного, оздоровительного и горнолыжного туризма.

К территориям перспективного туристского направления "Большая Волга" кроме субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, относятся также Астраханская и Волгоградская области.

Историко-культурные и национальные особенности крупнейших городов, расположенных на реках Волге и Каме (Нижний Новгород, Казань, Ижевск, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань и др.), в сочетании с большим числом рекреационных зон способствуют привлечению как российских, так и иностранных туристов.

В число регионов Сибири, обладающих наиболее богатым туристско-рекреационным потенциалом, входят Республика Алтай и Алтайский край. Развитие туризма в этих регионах входит в список основных стратегических приоритетов социально-экономического развития указанных территорий, обеспечивающих удовлетворение потребностей граждан в отдыхе и рекреации.

Регионы Сибири обладают уникальными природно-географическими, климатическими, бальнеологическими, культурно-историческими ресурсами, формирующими их потенциальную конкурентоспособность не только на российском, но и на мировом туристском рынке.

Географическое соседство Республики Алтай и Алтайского края с промышленно-развитыми регионами Западной Сибири и Урала (высокая степень транспортной доступности, наличие на территории Алтайского края единственного в Сибири курорта федерального значения "Белокуриха", экологическая чистота территории) обеспечивает высокий потенциальный спрос на все основные виды туризма (рекреационный, санаторно-оздоровительный, культурно-познавательный, деловой, экологический и активный).

Главным объектом притяжения туристов в Прибайкалье является озеро Байкал - уникальный природный объект, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Флора Прибайкалья отличается разнообразием. Природоохранные территории в бассейне озера Байкал и Прибайкалье в целом представлены большим числом биосферных заповедников (Баргузинский, Байкальский, Джергинский), национальных парков (Забайкальский и Тункинский), заказников федерального значения, а также региональными особо охраняемыми природными территориями.

Горные ландшафты Саян в сочетании с ресурсами озера Байкал создают предпосылки для создания современных всесезонных курортов и туристских комплексов.

В Прибайкалье находится множество уникальных объектов исторического и культурного наследия, в том числе большое количество сохранившихся археологических памятников (плиточные могилы и др.), что формирует значительные конкурентные преимущества этого туристского направления и создает предпосылки для развития на территории Прибайкалья большинства видов туризма, включая культурно-познавательный, этнографический, археологический, спелеологический, религиозный, оздоровительный, деловой, активный, круизный, экологический, сельский.

Развитие туризма в Прибайкалье сдерживается сезонностью работы части коллективных средств размещения, связанной, в том числе с отсутствием разветвленной и круглогодично функционирующей транспортной инфраструктуры.

Уникальными природно-климатическими особенностями обладает Дельневосточный регион. Это единственное место на территории Российской Федерации с умеренно муссонным климатом. Природные ресурсы Приморья, Камчатки и бассейна р. Амура традиционно привлекают как российских, так и иностранных туристов. Туристско-рекреационный комплекс Дальнего Востока перспективен в отношении развития въездного туризма для жителей Японии, Республики Корея, Китая и Монголии.

В настоящее время на Дальнем Востоке развиваются активные виды туризма (водный туризм, альпинизм и скалолазание, велотуризм, треккинг, горнолыжный туризм, сноубординг и др.), а также лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный туризм. Раскрытие туристского потенциала уникальных природных объектов Дальнего Востока связано с возможностью использования отдельных участков особо охраняемых природных территорий для экологического туризма. Важнейшими видами туризма в регионе могут стать событийный и культурно-исторический туризм. Перспективным также является дальнейшее развитие круизных маршрутов, в том числе океанических.

Ресурсы представляют собой основу стратегического планирования развития туристской отрасли в стране. Только реалистическая оценка без политических, национальных, местнических амбиций даст возможность использования туристских ресурсов с наибольшим коэффициентом полезного действия, под чем мною понимается получение наибольших и в кратчайший срок финансовых прибылей для страны.

2 . Система показателей развития туризма

Становление и развитие туризма как отрасли характеризуется системой определенных показателей.

Показатели развития отрасли туризма отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов (агентств, бюро, фирм, комплексов, кооперативов и т.п.).

Система показателей развития туризма включает показатели, характеризующие:

объем туристского потока;

состояние и развитие материально-технической базы туризма;

финансово-экономическую деятельность туристской фирмы;

развитие международного туризма.

Туристский поток - это постоянное прибытие туристов в страну или данный регион. К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе (в одном месте или населенном пункте).

Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность в днях пребывания одного туриста в стране или регионе:

где Д - количество туродней, чел-дней;

r - количество туристов, чел.;

t - средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.

Туристский поток - явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициент неравномерности. В зависимости от цели и задачи анализа динамики туристского потока используют три способа расчета коэффициента неравномерности.

Первый способ:

Dтах - количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел-дней;

Dmin - количество туродней в месяце минимального туристского потока, чел.-дней.

Второй способ:

где КH - коэффициент неравномерности туристского потока, %;

Dтах - количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел.-дней.;

Dгод - годовое количество туродней, чел.-дней.

Третий способ:

где КН - коэффициент неравномерности туристского потока, %;

Dмах - количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел.-дней;

Dсм - среднемесячное количество туродней, чел.-дней.

Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев:

Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране или регионе.

К ним относятся коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т.п., а также число коек, предоставляемых местными жителями; число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; число мест, отведенных для туристов в театрах; число ванн, отведенных для туристов в водолечебницах, и т.д.

Мощность коечного фонда определяется по формуле:

где МК - общее количество койко-мест, ед.;

Kг - число койко-мест круглогодичного использования, ед.;

КС - число койко-мест сезонного использования, ед.;

t - число дней сезонного использования, дней.

Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.); показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.); себестоимость услуг туризма; прибыль; рентабельность; показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

количество туристов, посетивших зарубежные страны. Оно определяется по числу пересечений государственной границы;

количество туродней по иностранным туристам;

суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.

Для каждой страны или региона развитие туризма имеет как преимущества, так и недостатки.

К преимуществам относятся:

увеличение денежного потока в регион, в том числе притока иностранной валюты;

рост валового национального продукта;

создание рабочих мест;

создание структур отдыха, которые могут быть использованы как для туристов, так и для местного населения;

привлечение капитала, в том числе иностранного.

Недостатки развития туризма следующие:

формируется большой спрос на товары и услуги;

увеличиваются цены на местном рынке товаров и услуг, на земельные и другие природные ресурсы, на недвижимость и т.п.;

растет отток денег за границу при туристском импорте;

возникают негативные экологические и социальные проблемы.

Бесконтрольное развитие туризма может ухудшить экологический баланс страны, изменить стиль и качество жизни коренного населения.

В сравнительных таблицах приведены данные по въездному и выездному туризму в России в 2010 г. и их изменения в процентном выражении по сравнению с 2009г. Красным цветом отмечены снижения показателей в 2010 г. по отношению к предыдущему, а синим - их увеличение.

Таблица 2

Совершенно очевидно, что выездной туризм продолжает набирать обороты довольно внушительными темпами. Практически по всем странам заметно солидное увеличение потока туристов из России. Во многие страны турпоток увеличился на 30-50%, а на Кубу выехало почти в 2 раза больше, чем в 2009 году, россиян. И только Норвегия, Румыния и, особенно Словакия, потеряли некоторое количество русских туристов.

В целом, выездной туризм увеличился на 32%, т.е. более чем на треть или на 3 миллиона туристов. Всего же более 12 млн. российских туристов могли выехать за рубеж в 2010г. Это, конечно, меньше, чем в докризисные годы, но положительная динамика постепенного наращивания внешнего туризма налицо.

В то же время въездной туризм практически не изменился, увеличившись всего на 2%, что составило около 33 тысяч человек. Увеличилась популярность поездок в Россию у граждан Китая, Израиля, Турции, Кореи, Румынии, Хорватии, Малайзии, Словакии, Филиппин, Египта и Туниса. Турпоток из этих стран вырос более чем на 20%. В то же время более чем на 20% снизилось количество иностранцев из Канады, Литвы, Швеции и Греции.

На следующей диаграмме представлены наиболее популярные у российских туристов зарубежные страны в 2010 г.

Рис. 1 - Выезд Российских граждан за рубеж в 2010 г., чел.

Все также лидируют Египет, Турция и Китай, вкусы и предпочтения россиян в этом отношении практически не меняются на протяжении последних лет. Никакие негативные события в этих странах, не могут повлиять, судя по статистике, на их популярность в качестве самых привлекательных мест отдыха (или шопинга, если рассматривать Китай). По остальным странам также существенных перераспределений предпочтений россиян по сравнению с 2009 годом не произошло.

Рис. 2 - Въезд иностранных граждан в России в 2010 г., чел.

Германия продолжает лидировать по количеству прибывших в нашу страну иностранцев. По-прежнему, наибольшим спросом пользуется Россия у граждан США, Китая, Великобритании, Финляндии и Италии, причем произошли небольшие перераспределения среди этих стран, и Китай вышел на третье место по количеству посетивших нашу страну иностранных туристов.

Подводя итоги проведенному анализу, можно отметить дальнейшее наращивание в 2010 году темпов выездного туризма и некоторую относительную стабильность въездного туризма.

3. Государственное регулирование в сфере туризма

Соединения факторов туристического спроса и предложения должны осуществляться путем регулирования сферы туризма и путешествий в интересах развития страны в целом или региона.

Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.

Россия, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристских предприятий РФ - 350 зарубежных компаний или компаний со стопроцентным иностранным капиталом, которые занимаются в основном выездным туризмом.

Объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства в последние несколько лет вызвали сокращение въездного потока туристов в Россию. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма. В частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.

Государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.

Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны. Воздействие со стороны государственных органов различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой туризма.

Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

Определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;

Формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;

Осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

Обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

Охрана окружающей природной среды;

Создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

Развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

Создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

Защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности; лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

Установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;

Прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

Создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

Налогового и таможенного регулирования; предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;

Содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;

Развития научных исследований в сфере туристской индустрии;

Содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

Обеспечения картографической продукцией;

иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Координацию туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ.

С 01.06.2007г. введен механизм финансового обеспечения туроператорской деятельности. Туроператоры должны иметь банковскую гарантию или страховку от неисполнения обязательств по договору на указанную сумму (таблица 3).

Таблица 3

Направление деятельности туроператора

Дополнительные условия

Размер финансового обеспечения

Внутренний туризм

500 тыс. руб.

Выездной туризм

10 млн. руб.

Выездной туризм

Выручка от реализации турпродукта составляет не более 100 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец отчетного года, а также для применяющих УСН

30 млн. руб.

Выездной туризм

Выручка от реализации турпродукта составляет не более 300 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец отчетного года

60 млн. руб.

Выездной туризм

Выручка от реализации турпродукта составляет свыше 300 млн. руб. по данным бух. отчетности на конец отчетного года

100 млн. руб.

Если туроператор намерен осуществлять деятельность в сфере выездного туризма, а ранее не занимался им, то размер обеспечения не менее 30 млн. руб. Если туроператор оказывает услуги в нескольких сферах туроператорской деятельности, принимается наибольший размер финансового обеспечения.

С 2007г. создан Единый федеральный реестр туроператоров. Без внесения в него их деятельность считается незаконной.

Информация о количестве туроператоров, сведения о которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров (по состоянию на 1 января 2011 года).

Структура реестра туроператоров в зависимости от цели деятельности

Международный въездной туризм - 14%.

Международный выездной туризм - 44%.

Внутренний туризм - 42%.

Структура реестра туроператоров в зависимости от способа финансового обеспечения

Договор страхования ответственности туроператора - 99%.

Банковская гарантия - 1%.

Структура реестра туроператоров в зависимости от размера финансового обеспечения

Финансовое обеспечение 100 млн. руб., 1%.

Финансовое обеспечение 60 млн. руб., 1%.

Финансовое обеспечение 30 млн. руб., 42%.

Финансовое обеспечение 10 млн. руб., 14%.

Финансовое обеспечение 0,5 млн. руб., 42%.

Количество турагентств в Российской Федерации на начало 2010 года превысило 8 тысяч.

Координацию туристической деятельности в РФ осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Ему подведомственно Федеральное агентство по туризму.

Туруслуги оказываются, как известно, в местах представляющих географическую территорию, которую туристы или рыночный тур, сегмент выбирают с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Имеется налицо, таким образом, единый рынок туристического предложения, конкурентоспособная рыночная единица. Распределение муниципальных задач по оказанию туристических услуг могут быть при этом следующими.

На местном уровне:

* планирование местности для турмероприятий, инфраструктурные мероприятия;

* маркетинг (рыночное предложение местности);

* координация работы турфирм;

* информация для туристов, их сопровождение;

* организация досуга туристов;

* организация собраний конгрессов туристов.

На региональном и межрегиональном уровне:

Развитие области, туррегиональное планирование, мероприятия по сохранению природы и культуры;

Анализ рынка, разработка концепции маркетинга;

Меры по осуществлению кооперации и предоставление интересов в объединенных службах, управлениях; профессиональные консультации, организация внутреннего маркетинга; работа с прессой, с отечественными и иностранными турбюро, транспортными предприятиями, организация услуг предприятиями гостиничного комплекса и питания, туроператорами и посредниками.

Государственная поддержка развития туризма

Федеральное агентство по туризму, в целях оказания поддержки и содействия субъектам Российской Федерации в развитии туризма и строительстве туристско-рекреационных комплексов, а также иной туристской инфраструктуры, осуществляет работу, направленную на создание благоприятного инвестиционного климата в регионах России.

Материально-техническая база туризма

Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ), которая является основой развития организованного туризма.

К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. п.

В основу классификации объектов МТБ туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды собственности хозяйствующих субъектов.

Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий, однако их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что затрудняет взаимодействие.

туризм государственный регулирование

Рис. 3 - Классификация объектов МТБ туризма

Список литературы

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27.12.2009г. №365-ФЗ).

2. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: история и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 318 с.

3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 175 с.

4. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. - 2-е изд. - М.: Академия, 2008. - 192 с.

5. Бутко И.И., Ситников Е.А., Ушаков Д.С. Туристический бизнес: основы организации. - изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 384 с.

6. Горбылева З.М. Экономика туризма. Учеб. пособие. - Мн.: Изд-во БГЭУ, 2004. - 480 с.

7. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.

8. Дурович А.П. Организация туризма: учеб. пособие/ А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. - Мн.: Новое знание. - 2003. - 632 с.

9. Егоренков Л.И. Экология туризма и сервиса: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 208 с.

11. Квартальнов В.А. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 288 с.

12. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник / В.А. Козырев, И.В. Зорин, А.И. Сурин и др. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320с.

13. Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 208 с.

14. Савояров Н. Помощь в преодолении кризиса// Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. - 2009. - № 9. С. 28 - 29.

15. Ушаков Д.С. Технология выездного туризма: учеб. пособие. - Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 384 с.

16. Черевичко Т.В. Экономика туризма. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 364 с.

17. Экономика и организация туризма: международный туризм: Учеб. Пособие / Е.Л. Драчева, ЮВ. Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:КНОРУС, 2009. - 586 с.

18. Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в российской федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 01.07.2011)

19. http://www.russiatourism.ru

20. http://tourest.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Географическое положение региона. Природные условия и ресурсы территории как предпосылки развития туризма: рельеф, минеральные ресурсы, воды, климат. Туристские населенные пункты региона и их главные достопримечательности, особенности инфраструктуры.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2014

    Особенности природы Карелии, геологическое строение. Природно-ресурсные предпосылки развития туризма. Культурно-исторические туристские ресурсы. Место туризма в экономике Карелии. Виды туризма. Инфраструктура центров туризма. Стоимость турпакетов.

    дипломная работа , добавлен 03.09.2012

    Состояние нормативного и правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Особенности туристской инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма. Основные направления и механизмы решения задач развития отрасли. Оценка рисков.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2011

    Спортивно-оздоровительный туризм и особенности его развития. Спортивные туристские мероприятия. Туризм и туристские ресурсы стран Африканского региона. Организация тура в соответствии с особенностями Африканского региона, исходя из цели поездки.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2011

    Основные сведения о Республике Тыва. Географическое положение и социально-экономические особенности региона. Туристские ресурсы, культурно-исторический потенциал и "драгоценности" республики. Виды, проблемы и перспективы развития туризма в регионе.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Природные условия и ресурсы территории как предпосылка для развития туризма. Географическое положение и основные центры туризма Камчатки. Туристские населенные пункты и их достопримечательности. Оценка туристического потенциала региона Камчатка.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2011

    Туристский потенциал территории и методика его оценки. Особенности маркетинговой деятельности в туризме. Историческое развитие, физико-географическое положение, природно-климатические и туристско-рекреационные ресурсы Швейцарии. Инфраструктура региона.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2016

    Туристские ресурсы России и Алтайского региона. Экономическое районирование и кадастр туристских ресурсов. Типы туристских центров. Воздействие метеорологических характеристик воздушных масс на организм человека. Материально–техническая база туризма.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2013

    Сущность и виды туризма, перечень типичных туристских продуктов. Механизм государственного регулирования рынка туристических услуг в России. Характеристика деятельности отеля "Акватория". Проблемы и перспективы развития туризма в Нижегородской области.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2011

    Общая характеристика туристской деятельности в России. Рассмотрение необходимости государственного регулирования туризма в рамках Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Методы и принципы регулирования туризма.

 


Читайте:



Дмитрий костыгин юлмарт. Компания "Юлмарт". Досье. Падение с вершины

Дмитрий костыгин юлмарт. Компания

Совладельцу «Юлмарта» вернули меру пресечения с разрешением ходить на работу Смольнинский райсуд Санкт-Петербурга вернул под домашний арест...

Порядок заполнения форм сметной документации в сфере стоимости строительной продукции

Порядок заполнения форм сметной документации в сфере стоимости строительной продукции

Смета - часть рабочей документации. Она необходима для любой стройки, любых работ. По смете определяют, сколько денег требуется стройке. Сколько их...

Курсовая работа: Внешние и внутренние функции государства

Курсовая работа: Внешние и внутренние функции государства

0 Факультет экономики и управления Кафедра государственного и муниципального управления Курсовая работа по дисциплине «СГиМУ» Внутренние и...

Перепланировка квартиры: что можно, а что нельзя делать, убирать, переносить, если квартира в ипотеке Как узаконить перепланировку квартиры самостоятельно

Перепланировка квартиры: что можно, а что нельзя делать, убирать, переносить, если квартира в ипотеке Как узаконить перепланировку квартиры самостоятельно

Последнее обновление: 31.01.2020 Перепланировка квартиры предполагает изменение внутреннего расположения жилья с обязательным внесением...

feed-image RSS