Полезные советы об оформлении банковских гарантий. Банковская гарантия в сфере госзакупок Копия банковской гарантии в заявке

Если речь идет о госзаказе, в частности, о 44-ФЗ, то банковская гарантия должна быть у заказчика.

Где хранится банковская гарантия

Закон не предусматривает предоставление заказчику копии банковской гарантии вместо оригинала, однако оригинал надо отдавать заказчику. Информация о предоставляемой гарантии должна быть внесена в реестр банковских гарантий. Согласно ч.8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ информация и документы, вносимые в реестр, должны быть подписаны усиленной электронной подписью
лица, имеющего право действовать от имени банка.

Банковская гарантия выпускается в одном экземпляре, и ее оригинал банк направляет принципалу (участнику закупок). Оригинал гарантии должен храниться у заказчика (бенефициара), и поэтому участник должен отправить ее заказчику. У компании-исполнителя остается соглашение о выдаче банковской гарантии, акт приема-передачи и скан-копия банковской гарантии.

Нужен ли оригинал банковской гарантии заказчику

В банковской гарантии обычно прописывается пункт о том, что бенефициар должен приложить оригинал банковской гарантии в случае требования к гаранту о платеже по данной гарантии. А также пункт о том, что она выдана бенефициару, то есть заказчику. Это означает, что банковская гарантия должна быть у заказчика, а подрядчик обязан ее предоставить бенефициару держателю гарантии.

На практике прямую обязанность передавать оригинал гарантии (в случае, если в качестве обеспечения победитель выбирает банковскую гарантию) обычно прописывают в документации к аукциону только для крупных контрактов.

Срок предоставления оригинала банковской гарантии

В письме Министерства экономического развития РФ от 26.01.2015 N Д28и-128 оговаривается, что право заказчика на установление обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении оригинала документа банковской гарантии в установленный срок в Законе № 44-ФЗ не предусматривается. А отсутствие оригинала у заказчика не влияет на возможность получения актуальной информации о состоянии банковской гарантии.

Если банк требует вернуть оригинал банковской гарантии

Заказчик не обязан досрочно возвращать гарантию ни банку (гаранту), ни поставщику (принципалу). Когда заказчик возвращает в банк банковскую гарантию, это является одним из условий ее досрочного прекращения согласно статье 378 ГК РФ, то есть бенефициар освобождает банк-гарант от обязательств по ней. Однако в данном случае обратное не действует: возврат гарантии не означает однозначное прекращение банковской гарантии.

Согласно 378 ГК РФ банк-гарант освобождается от обязательств по банковской гарантии только в случае отказа бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту. Это означает, что досрочно прекратить действие гарании может только заказчик (бенефициар). При этом ГК РФ не предусматривает возврат банковской гарантии принципалом банку-гаранту как прекращение гарантии.

В соответствии с законом, обеспечение контракта предоставляется поставщиком (подрядчиком) по требованию заказчика, при этом подрядчик имеет право выбирать между предоставлением обеспечения в виде денежных средств и банковской гарантией.

Регламент по обеспечению исполнения контракта закреплен в ФЗ 44 ст. 96.
Необходимо иметь в виду, что обеспечение заявки на участие в конкурсе также может быть предоставлено банковской гарантией.

СКАЧАТЬ МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Оксана Баландина
, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Все условия, которые должны содержаться в банковской гарантии, перечислены в ч. 2 и ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

Также в соответствии ч. 6 ст. 45 Закона № 44-ФЗ основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь
. Это займет не больше минуты.
Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  1. отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных ст. 45 Закона № 44-ФЗ реестрах банковских гарантий;
  2. несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч. 2 и ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ;
  3. несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона № 44-ФЗ, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 утверждены дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Дополнительные требования), перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее – Перечень), правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий (далее – Правила), форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее – Форма).

Банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее — гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и ст. 45 Закона № 44-ФЗ (Дополнительные требования).

То есть, оригиналом банковской гарантии может выступать как оформленная на бумажном носителе банковская гарантия, так и банковская гарантия в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка.

Так как в вопросе речь идет об электронном аукционе, то согласно ч. 1 ст. 60 Закона № 44-ФЗ обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов, а в соответствии с ч. 10 ст. 112 Закона № 44-ФЗ контракты по результатам электронного аукциона заключаются на электронных площадках.

Таким образом, в случае, если контракт заключается по результатам электронного аукциона, банковская гарантия «передается» победителем электронного аукциона заказчику через электронную площадку в виде электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (такая банковская гарантия является оригинальным документом в электронной форме). Законом № 44-ФЗ не устанавливается требование о передаче победителем электронного аукциона банковской гарантии оформленной в письменной форме на бумажном носителе.

В том случае, если речь идет о заключении контракта по результатам проведения электронного аукциона, то победитель электронного аукциона предоставляет оригинал банковской гарантии через личный кабинет электронной площадки, поскольку для такого способа определения поставщика как электронный аукцион Закон № 44-ФЗ не предусматривает обмен документами в бумажной форме.

К такому интересному выводу пришёл Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 26 декабря 2017 года по делу № А56-4414/2017.


Свою правовую позицию суд обосновал следующим.

Конкурсная комиссия уполномоченного органа — Комитета государственного заказа Ленинградской области отклонила заявку участника закупки, который вместо оригинала банковской гарантии, являющейся обеспечением заявки на участие в конкурсе, предоставил в составе поданной им заявки её копию.

Участник закупки обратился с жалобой в контрольный орган в сфере закупок.

Решением Ленинградского УФАС России от 23.12.2016 по делу № 1839-03-10322-РЗ/16 действия конкурсной комиссии по отклонению заявки на участие в конкурсе были признаны незаконными.

Данное решение было оспорено уполномоченным органом — Комитетом государственного заказа Ленинградской области в арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Решением суда первой инстанции от 15.05.2017 в удовлетворении заявленного требования Комитету было отказано. Решение контрольного органа в сфере закупок было признано правомерным.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 указанное решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отменено; оспоренное Решение УФАС признано незаконным.

Арбитражный суд кассационной инстанции поддержал позицию арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Ленинградского УФАС России по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 названного Закона).

Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации (часть 3 статьи 53 Закона № 44-ФЗ).

В данном случае судами двух инстанций установлено, что единственным основанием для отказа Обществу в допуске к участию в конкурсе послужило то обстоятельство, что по мнению конкурсной комиссии, банковская гарантия не может быть представлена в виде копии.

Однако пункт 6 статьи 45 Закона № 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком
:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Такого основания, как представление копии банковской гарантии, — не предусмотрено частью 6 статьи 45 Закона № 44-ФЗ
. Не установлено подобное требование и самой «Конкурсной документацией». При этом какие-либо конкретные несоответствия представленной Обществом банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона № 44-ФЗ, как и требованиям «Конкурсной документации» самой конкурсной комиссией тоже не установлены.

Более того, УФАС установило (и это не оспаривается Комитетом), что представленный участником в лице ООО документ (банковская гарантия) был своевременно внесен в «Реестр банковских гарантий». Таким образом, антимонопольный орган установил, что на момент рассмотрения заявки Общества конкурсная комиссия обладала или могла обладать информацией о надлежащем обеспечении заявки
.

Управление и суд первой инстанции правомерно исходили из того, что в статье 45 Закона № 44-ФЗ, а также в упомянутом Постановлении № 1005 установлены конкретные требования к самой банковской гарантии (к ее содержанию), которая может быть представлена участником закупки в обеспечение своей заявки или исполнения контракта. Дополнительным обязательным требованием для признания банковской гарантии в качестве обеспечения заявки или исполнения контракта установлено наличие данной банковской гарантии в «Реестре банковских гарантий» (пункт 8 упомянутой статьи 45).

В соответствии с пунктом 9 статьи 45 Закона № 44-ФЗ, а также пунктом 4 Постановления № 1005 «Реестр банковских гарантий» содержит следующую информацию: о наименовании и о месте нахождения банка, являющегося гарантом; об идентификационном номере налогоплательщика; о наименовании и месте нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом; об идентификационном номере налогоплательщика; о денежной сумме, указанной в банковской гарантии и подлежащей уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований настоящего Федерального закона; о сроке действия банковской гарантии; а также о копии банковской гарантии и об идентификационном коде закупки.

Принимая во внимание, что реализация права ООО на представление банковской гарантии как в электронном виде, так и на бумажном носителе (в отсутствие установленных требований к форме банковской гарантии в электронном виде) не может быть ограничена заказчиком при условии достаточных оснований установить наличие сведений о ней в «Реестре банковских гарантий», — суд первой инстанции обоснованно поддержал вывод Управления о необоснованном отклонении конкурсной комиссией заявки Общества.

В данном случае суд первой инстанции со ссылкой на определение Верховного суда Российской Федерации от 21.11.2016 № 305-ЭС16-10047 (далее — Определение ВС РФ) принял и во внимание содержание утвержденного упомянутым Постановлением № 1005 «Перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии» (далее — Перечень). Названным Перечнем не предусмотрено предоставление бенефициаром оригинала банковской гарантии, выполненного на бумажном носителе, при предъявлении им требования о платеже. По смыслу Постановления № 1005 такой оригинал не является тем обязательным документом, отсутствие которого позволяет банку не производить выплату.

Так как выводы Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, а также основаны на правильном применении норм материального права, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции — оставлению без изменения.

юрист-практик, эксперт в сфере закупок

тел.: +7 911 46 09 401 (c 09.00 до 18.00 (время мск — 1), e-mail: [email protected]

Информационный портал закупок

Если речь идет о госзаказе, в частности, о 44-ФЗ, то банковская гарантия должна быть у заказчика.

Где хранится банковская гарантия

Закон не предусматривает предоставление заказчику копии банковской гарантии вместо оригинала, однако оригинал надо отдавать заказчику. Информация о предоставляемой гарантии должна быть внесена в реестр банковских гарантий. Согласно ч.8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ информация и документы, вносимые в реестр, должны быть подписаны усиленной лица, имеющего право действовать от имени банка.

Банковская гарантия выпускается в одном экземпляре, и ее оригинал банк направляет принципалу (участнику закупок). Оригинал гарантии должен храниться у заказчика (бенефициара), и поэтому участник должен отправить ее заказчику. У компании-исполнителя остается соглашение о выдаче банковской гарантии, акт приема-передачи и скан-копия банковской гарантии.

Нужен ли оригинал банковской гарантии заказчику

В банковской гарантии обычно прописывается пункт о том, что бенефициар должен приложить оригинал банковской гарантии в случае требования к гаранту о платеже по данной гарантии. А также пункт о том, что она выдана бенефициару, то есть заказчику. Это означает, что банковская гарантия должна быть у заказчика, а подрядчик обязан ее предоставить бенефициару держателю гарантии.

На практике прямую обязанность передавать оригинал гарантии (в случае, если в качестве обеспечения победитель выбирает банковскую гарантию) обычно прописывают в документации к аукциону только для крупных контрактов.

Срок предоставления оригинала банковской гарантии

В письме Министерства экономического развития РФ от 26.01.2015 N Д28и-128 оговаривается, что право заказчика на установление обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении оригинала документа банковской гарантии в установленный срок в Законе № 44-ФЗ не предусматривается. А отсутствие оригинала у заказчика не влияет на возможность получения актуальной информации о состоянии банковской гарантии.

Если банк требует вернуть оригинал банковской гарантии

Заказчик не обязан досрочно возвращать гарантию ни банку (гаранту), ни поставщику (принципалу). Когда заказчик возвращает в банк банковскую гарантию, это является одним из условий ее досрочного прекращения согласно статье 378 ГК РФ, то есть бенефициар освобождает банк-гарант от обязательств по ней. Однако в данном случае обратное не действует: возврат гарантии не означает однозначное прекращение банковской гарантии.

Согласно 378 ГК РФ банк-гарант освобождается от обязательств по банковской гарантии только в случае отказа бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту. Это означает, что досрочно прекратить действие гарании может только заказчик (бенефициар). При этом ГК РФ не предусматривает возврат банковской гарантии принципалом банку-гаранту как прекращение гарантии.

В соответствии с законом, обеспечение контракта предоставляется поставщиком (подрядчиком) по требованию заказчика, при этом подрядчик имеет право выбирать между предоставлением обеспечения в виде денежных средств и банковской гарантией.

Регламент по обеспечению исполнения контракта закреплен в ФЗ 44 ст. 96.
Необходимо иметь в виду, что обеспечение заявки на участие в конкурсе также может быть предоставлено банковской гарантией.
Если Вам нужна обычная банковская гарантия или гарантия на обеспечение заявки на участие в торгах, обратитесь в Госгарант: .

Установленным Правительством Российской Федерации.

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

1.2. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

2. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

3. В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

4. Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

5. Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

6. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, не размещается на официальном сайте , а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 


Читайте:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
RUBUSD.RU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: