Главная - Приватбанк
Полезные советы об оформлении банковских гарантий. Банковская гарантия в сфере госзакупок Копия банковской гарантии в заявке

Если речь идет о госзаказе, в частности, о 44-ФЗ, то банковская гарантия должна быть у заказчика.

Где хранится банковская гарантия

Закон не предусматривает предоставление заказчику копии банковской гарантии вместо оригинала, однако оригинал надо отдавать заказчику. Информация о предоставляемой гарантии должна быть внесена в реестр банковских гарантий. Согласно ч.8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ информация и документы, вносимые в реестр, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка.

Банковская гарантия выпускается в одном экземпляре, и ее оригинал банк направляет принципалу (участнику закупок). Оригинал гарантии должен храниться у заказчика (бенефициара), и поэтому участник должен отправить ее заказчику. У компании-исполнителя остается соглашение о выдаче банковской гарантии, акт приема-передачи и скан-копия банковской гарантии.

Нужен ли оригинал банковской гарантии заказчику

В банковской гарантии обычно прописывается пункт о том, что бенефициар должен приложить оригинал банковской гарантии в случае требования к гаранту о платеже по данной гарантии. А также пункт о том, что она выдана бенефициару, то есть заказчику. Это означает, что банковская гарантия должна быть у заказчика, а подрядчик обязан ее предоставить бенефициару держателю гарантии.

На практике прямую обязанность передавать оригинал гарантии (в случае, если в качестве обеспечения победитель выбирает банковскую гарантию) обычно прописывают в документации к аукциону только для крупных контрактов.

Срок предоставления оригинала банковской гарантии

В письме Министерства экономического развития РФ от 26.01.2015 N Д28и-128 оговаривается, что право заказчика на установление обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении оригинала документа банковской гарантии в установленный срок в Законе № 44-ФЗ не предусматривается. А отсутствие оригинала у заказчика не влияет на возможность получения актуальной информации о состоянии банковской гарантии.

Если банк требует вернуть оригинал банковской гарантии

Заказчик не обязан досрочно возвращать гарантию ни банку (гаранту), ни поставщику (принципалу). Когда заказчик возвращает в банк банковскую гарантию, это является одним из условий ее досрочного прекращения согласно статье 378 ГК РФ, то есть бенефициар освобождает банк-гарант от обязательств по ней. Однако в данном случае обратное не действует: возврат гарантии не означает однозначное прекращение банковской гарантии.

Согласно 378 ГК РФ банк-гарант освобождается от обязательств по банковской гарантии только в случае отказа бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту. Это означает, что досрочно прекратить действие гарании может только заказчик (бенефициар). При этом ГК РФ не предусматривает возврат банковской гарантии принципалом банку-гаранту как прекращение гарантии.

В соответствии с законом, обеспечение контракта предоставляется поставщиком (подрядчиком) по требованию заказчика, при этом подрядчик имеет право выбирать между предоставлением обеспечения в виде денежных средств и банковской гарантией.

Регламент по обеспечению исполнения контракта закреплен в ФЗ 44 ст. 96.
Необходимо иметь в виду, что обеспечение заявки на участие в конкурсе также может быть предоставлено банковской гарантией.

СКАЧАТЬ МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Все условия, которые должны содержаться в банковской гарантии, перечислены в ч. 2 и ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

Также в соответствии ч. 6 ст. 45 Закона № 44-ФЗ основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  1. отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных ст. 45 Закона № 44-ФЗ реестрах банковских гарантий;
  2. несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч. 2 и ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ;
  3. несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона № 44-ФЗ, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 утверждены дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Дополнительные требования), перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее – Перечень), правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий (далее – Правила), форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее – Форма).

Банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и ст. 45 Закона № 44-ФЗ (Дополнительные требования).

То есть, оригиналом банковской гарантии может выступать как оформленная на бумажном носителе банковская гарантия, так и банковская гарантия в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка.

Так как в вопросе речь идет об электронном аукционе, то согласно ч. 1 ст. 60 Закона № 44-ФЗ обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов, а в соответствии с ч. 10 ст. 112 Закона № 44-ФЗ контракты по результатам электронного аукциона заключаются на электронных площадках.

Таким образом, в случае, если контракт заключается по результатам электронного аукциона, банковская гарантия "передается" победителем электронного аукциона заказчику через электронную площадку в виде электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (такая банковская гарантия является оригинальным документом в электронной форме). Законом № 44-ФЗ не устанавливается требование о передаче победителем электронного аукциона банковской гарантии оформленной в письменной форме на бумажном носителе.

В том случае, если речь идет о заключении контракта по результатам проведения электронного аукциона, то победитель электронного аукциона предоставляет оригинал банковской гарантии через личный кабинет электронной площадки, поскольку для такого способа определения поставщика как электронный аукцион Закон № 44-ФЗ не предусматривает обмен документами в бумажной форме.

К такому интересному выводу пришёл Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 26 декабря 2017 года по делу № А56-4414/2017.

Свою правовую позицию суд обосновал следующим.

Конкурсная комиссия уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области отклонила заявку участника закупки, который вместо оригинала банковской гарантии, являющейся обеспечением заявки на участие в конкурсе, предоставил в составе поданной им заявки её копию.

Участник закупки обратился с жалобой в контрольный орган в сфере закупок.

Решением Ленинградского УФАС России от 23.12.2016 по делу № 1839-03-10322-РЗ/16 действия конкурсной комиссии по отклонению заявки на участие в конкурсе были признаны незаконными.

Данное решение было оспорено уполномоченным органом - Комитетом государственного заказа Ленинградской области в арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Решением суда первой инстанции от 15.05.2017 в удовлетворении заявленного требования Комитету было отказано. Решение контрольного органа в сфере закупок было признано правомерным.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 указанное решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отменено; оспоренное Решение УФАС признано незаконным.

Арбитражный суд кассационной инстанции поддержал позицию арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Ленинградского УФАС России по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 названного Закона).

Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации (часть 3 статьи 53 Закона № 44-ФЗ).

В данном случае судами двух инстанций установлено, что единственным основанием для отказа Обществу в допуске к участию в конкурсе послужило то обстоятельство, что по мнению конкурсной комиссии, банковская гарантия не может быть представлена в виде копии.

Однако пункт 6 статьи 45 Закона № 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком :

1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Такого основания, как представление копии банковской гарантии, - не предусмотрено частью 6 статьи 45 Закона № 44-ФЗ . Не установлено подобное требование и самой «Конкурсной документацией». При этом какие-либо конкретные несоответствия представленной Обществом банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона № 44-ФЗ, как и требованиям «Конкурсной документации» самой конкурсной комиссией тоже не установлены.

Более того, УФАС установило (и это не оспаривается Комитетом), что представленный участником в лице ООО документ (банковская гарантия) был своевременно внесен в «Реестр банковских гарантий». Таким образом, антимонопольный орган установил, что на момент рассмотрения заявки Общества конкурсная комиссия обладала или могла обладать информацией о надлежащем обеспечении заявки .

Управление и суд первой инстанции правомерно исходили из того, что в статье 45 Закона № 44-ФЗ, а также в упомянутом Постановлении № 1005 установлены конкретные требования к самой банковской гарантии (к ее содержанию), которая может быть представлена участником закупки в обеспечение своей заявки или исполнения контракта. Дополнительным обязательным требованием для признания банковской гарантии в качестве обеспечения заявки или исполнения контракта установлено наличие данной банковской гарантии в «Реестре банковских гарантий» (пункт 8 упомянутой статьи 45).

В соответствии с пунктом 9 статьи 45 Закона № 44-ФЗ, а также пунктом 4 Постановления № 1005 «Реестр банковских гарантий» содержит следующую информацию: о наименовании и о месте нахождения банка, являющегося гарантом; об идентификационном номере налогоплательщика; о наименовании и месте нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом; об идентификационном номере налогоплательщика; о денежной сумме, указанной в банковской гарантии и подлежащей уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований настоящего Федерального закона; о сроке действия банковской гарантии; а также о копии банковской гарантии и об идентификационном коде закупки.

Принимая во внимание, что реализация права ООО на представление банковской гарантии как в электронном виде, так и на бумажном носителе (в отсутствие установленных требований к форме банковской гарантии в электронном виде) не может быть ограничена заказчиком при условии достаточных оснований установить наличие сведений о ней в «Реестре банковских гарантий», - суд первой инстанции обоснованно поддержал вывод Управления о необоснованном отклонении конкурсной комиссией заявки Общества.

В данном случае суд первой инстанции со ссылкой на определение Верховного суда Российской Федерации от 21.11.2016 № 305-ЭС16-10047 (далее - Определение ВС РФ) принял и во внимание содержание утвержденного упомянутым Постановлением № 1005 «Перечня документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии» (далее - Перечень). Названным Перечнем не предусмотрено предоставление бенефициаром оригинала банковской гарантии, выполненного на бумажном носителе, при предъявлении им требования о платеже. По смыслу Постановления № 1005 такой оригинал не является тем обязательным документом, отсутствие которого позволяет банку не производить выплату.

Так как выводы Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, а также основаны на правильном применении норм материального права, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.

юрист-практик, эксперт в сфере закупок

тел.: +7 911 46 09 401 (c 09.00 до 18.00 (время мск - 1), e-mail: [email protected]

Информационный портал закупок

Если речь идет о госзаказе, в частности, о 44-ФЗ, то банковская гарантия должна быть у заказчика.

Где хранится банковская гарантия

Закон не предусматривает предоставление заказчику копии банковской гарантии вместо оригинала, однако оригинал надо отдавать заказчику. Информация о предоставляемой гарантии должна быть внесена в реестр банковских гарантий. Согласно ч.8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ информация и документы, вносимые в реестр, должны быть подписаны усиленной лица, имеющего право действовать от имени банка.

Банковская гарантия выпускается в одном экземпляре, и ее оригинал банк направляет принципалу (участнику закупок). Оригинал гарантии должен храниться у заказчика (бенефициара), и поэтому участник должен отправить ее заказчику. У компании-исполнителя остается соглашение о выдаче банковской гарантии, акт приема-передачи и скан-копия банковской гарантии.

Нужен ли оригинал банковской гарантии заказчику

В банковской гарантии обычно прописывается пункт о том, что бенефициар должен приложить оригинал банковской гарантии в случае требования к гаранту о платеже по данной гарантии. А также пункт о том, что она выдана бенефициару, то есть заказчику. Это означает, что банковская гарантия должна быть у заказчика, а подрядчик обязан ее предоставить бенефициару держателю гарантии.

На практике прямую обязанность передавать оригинал гарантии (в случае, если в качестве обеспечения победитель выбирает банковскую гарантию) обычно прописывают в документации к аукциону только для крупных контрактов.

Срок предоставления оригинала банковской гарантии

В письме Министерства экономического развития РФ от 26.01.2015 N Д28и-128 оговаривается, что право заказчика на установление обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении оригинала документа банковской гарантии в установленный срок в Законе № 44-ФЗ не предусматривается. А отсутствие оригинала у заказчика не влияет на возможность получения актуальной информации о состоянии банковской гарантии.

Если банк требует вернуть оригинал банковской гарантии

Заказчик не обязан досрочно возвращать гарантию ни банку (гаранту), ни поставщику (принципалу). Когда заказчик возвращает в банк банковскую гарантию, это является одним из условий ее досрочного прекращения согласно статье 378 ГК РФ, то есть бенефициар освобождает банк-гарант от обязательств по ней. Однако в данном случае обратное не действует: возврат гарантии не означает однозначное прекращение банковской гарантии.

Согласно 378 ГК РФ банк-гарант освобождается от обязательств по банковской гарантии только в случае отказа бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту. Это означает, что досрочно прекратить действие гарании может только заказчик (бенефициар). При этом ГК РФ не предусматривает возврат банковской гарантии принципалом банку-гаранту как прекращение гарантии.

В соответствии с законом, обеспечение контракта предоставляется поставщиком (подрядчиком) по требованию заказчика, при этом подрядчик имеет право выбирать между предоставлением обеспечения в виде денежных средств и банковской гарантией.

Регламент по обеспечению исполнения контракта закреплен в ФЗ 44 ст. 96.
Необходимо иметь в виду, что обеспечение заявки на участие в конкурсе также может быть предоставлено банковской гарантией.
Если Вам нужна обычная банковская гарантия или гарантия на обеспечение заявки на участие в торгах, обратитесь в Госгарант: .

Установленным Правительством Российской Федерации.

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

1.2. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

2. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

3. В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

4. Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

5. Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

6. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, не размещается на официальном сайте , а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 


Читайте:



Учет расчетов с подотчетными лицами По дебету 71 счета отражается

Учет расчетов с подотчетными лицами По дебету 71 счета отражается

Счет 71 бухгалтерского учета — это активно-пассивный счет «Расчеты с подотчетными лицами», служит для учета выданных подотчетных сумм и возврата...

Все про общую собственность на земельный участок

Все про общую собственность на земельный участок

Так, согласно законодательству России, лица, являющиеся сособственниками участка, обладают первостепенным правом на его выкуп, то есть, если один...

Тсж наказали за название Название тсж варианты

Тсж наказали за название Название тсж варианты

Товариществом собственников жилья – это юридическое лицо, некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме...

Справка 2 ндфл для кредита бланк

Справка 2 ндфл для кредита бланк

Все субъекты бизнеса, которые привлекают в свою хозяйственную деятельность трудовые ресурсы путем заключения с людьми , согласно законодательству...

feed-image RSS