Разделы сайта
Выбор редакции:
- Как забрать вклад из банка в случае отзыва у него лицензии или банкротства - рекомендации для вкладчиков Порядок выплаты по вкладам при ликвидации банка
- Планировка квартир по программе реновации
- Опубликован список домов, вошедших в программу реновации
- Фискальная политика государства Фискальные интересы государства
- Налоговый вычет для пенсионеров
- Как правильно стерилизовать банки для консервирования
- Подводные камни законодательства
- $2,5 млрд на море: как греческий судовладелец сохраняет капитал в кризис
- Дмитрий костыгин юлмарт. Компания "Юлмарт". Досье. Падение с вершины
- Порядок заполнения форм сметной документации в сфере стоимости строительной продукции
Реклама
Работодатель обязан не только начислять и выплачивать зарплату своим сотрудникам, но и делать за них отчисления страховых взносов: в ПФР, на обязательное медстрахование и в Фонд соцстраха. В этой статье мы рассмотрим порядок и особенности расчетов с ФСС в части бухгалтерского учета. Соцстрах: начисление взносовУплата взносов в ФСС гарантирует работнику получение пособия при выходе на больничный или оплату декретного отпуска при наступлении таких страховых случаев. Для рассмотрения порядка бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию напомним основные моменты начисления взносов в ФСС. Расчетная база для взносов - выплаты, начисленные работодателем физлицам, работающим по трудовым и определенным видам гражданско-правовых договоров (ст. 7 закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Не входят в базу государственные пособия, компенсации и ряд выплат, указанных в статье 9 закона № 212-ФЗ. На страхование в случае болезни и в связи с материнством взносы начисляются следующим образом:
Действующий предел базы для взносов на соцстрах в 2016 году составляет 718 000 рублей, а в наступающем 2017 году она вырастет до 755 000 рублей. Помимо этого, работодатели должны отчислять в ФСС взносы на «травматизм», это страховка от профзаболеваний и производственных несчастных случаев. Ставки этого взноса определяются основным видом деятельности работодателя: чем опаснее работа, тем выше класс профриска и тариф взноса. В 2016 году действуют ставки, установленные законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ (с изм. от 14.12.2015), они составляют от 0,2% до 8,5%. Учет расчетов с Фондом социального страхованияВести бухгалтерский учет сейчас должны все организации, а ИП и частнопрактикующие лица от обязательного бухучета освобождены, если они ведут учет показателей, необходимых для правильного налогообложения (п. 2 ст. 6 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Для ведения учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению существует счет 69. В части ФСС к счету 69 создаются субсчета:
Начисление страховых взносов ведется по дебету счетов, которые предназначены для начисления оплаты труда работникам: 20, 23, 25, 26, 29 и т.д. Когда начислена зарплата, делаются проводки по начислению страхвзносов, в том числе и в ФСС: Дт 20 (23, 25, 26 и т.д.) – Кт 69.1 - начислены страхвзносы в ФСС, Дт 20 (23, 25, 26 и т.д.) – Кт 69.11 - начислены взносы на «травматизм». Если Фонд начислил организации пени и штрафы , например, за просрочку уплаты взносов, то их следует отнести на счет убытков: Дт 99 – Кт 69.1 - начислены пени и штрафы для уплаты в ФСС. Взносы в ФСС можно уменьшить на сумму оплаты организацией:
Дт 69.1 – Кт 70 - работнику начислено пособие из средств ФСС;
Дт 69.1 – Кт 73 - оплата путевки за счет средств ФСС (полностью или частично). Начисленные взносы на «травматизм» тоже можно снизить за счет:
Дт 69.11 – Кт 70 - пособие работнику, получившему увечье, или профзаболевание. Оплатить все страховые взносы нужно не позднее 15 числа по окончании месяца, за который начислена зарплата. По каждому виду взносов формируется отдельное платежное поручение. После уплаты, на основании выписки банка, делаем проводки по перечислению взносов в Фонд: Дт 69.1 – Кт 51 - страховые взносы в ФСС перечислены, Дт 69.11 – Кт 51 - взносы на «травматизм» в ФСС перечислены. Пример
Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения Кафедра: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Курсовая работа на тему: Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению Санкт-Петербург Содержание: СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РФ. Налог – это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения и размер сумм взноса устанавливается законодательством. Бюджет – это финансовый план государства, края, области, города и т.п., устанавливаемый на один год. Он имеет вид баланса доходов и расходов. Важнейшими статьями расходов бюджета являются: военные, на культуру, здравоохранение и другие. Система государственных внебюджетных фондов состоит из: Фонда социального страхования и обеспечения Пенсионного Фонда Фонда обязательного медицинского страхования Плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды являются предприятия независимо от организационно-правовой формы деятельности. Все организации регистрируются как страхователи в течение 30 дней с момента регистрации. Если срок будет превышен, то к нарушителю применяют штраф в размере 10% причитающихся к уплате страховых взносов. Документы, предоставляемые для регистрации. Для регистрации должны быть представлены заверенные нотариально копии документов: свидетельство о регистрации, письмо статистического органа о присвоении кодов по ОКПО и других классификационных признаков, устав предприятия, учредительный договор. О факте регистрации фонд выдает страхователю извещение, которое необходимо хранить как документ строгой отчетности. В дальнейшем в случае реорганизации предприятия страхователь обязан письменно уведомить о произошедших изменениях исполнительную организацию В формировании государственных внебюджетных фондов, основанных на страховых взносах много схожего, но есть и отличия. Все они организационно обособлены. Для каждого из фондов есть свой тариф; полностью не совпадает круг выплат, на которые начисляются взносы; имеется разница в применении штрафных санкций за нарушение страховых взносов и сокрытие денежных сумм, на которые должны начисляться взносы. Взносы во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховым тарифам, размеры которых установлены федеральным законом. В настоящее время они составляют: в Фонд социального страхования к оплате труда, начисленной по всем основаниям – 4,0%; в Фонд обязательного медицинского страхования -3,6% в Пенсионный фонд - 28% по отношениям к выплатам, начисленным работнику, независимо от источников их финансирования (оплата труда по всем основаниям, по договорам подряда и поручениям, компенсационные выплаты сверх установленной нормы, выплаты социального характера за счет чистой прибыли и др.) за исключением выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФ РФ. Если на предприятии практикуются расчеты по оплате труда в натуре, то фонд заработной платы увеличивается на стоимость продукции по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по рыночным, и на указанные выплаты начисляются платежи во все внебюджетные социальные фонды. Начисленные платежи перечисляются не позднее дня получения средств в банке на выдачу заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, на который начислены взносы. Для этого предприятия представляют в учреждение банка платежные поручения на перечисление страховых взносов в названные фонды одновременно с чеком на получение денег на заработную плату. Платежное поручение представляется в банк независимо от состояния расчетного счета. За нарушение установленных сроков платежа предприятия сами начисляют и уплачивают пеню в установленном размере из чистой прибыли за весь период просрочки. Фонд социального страхования РФ В соответствии с действующим законодательством все работники (штатные, нештатные, временные, совместители, работающие по трудовому соглашению) подлежат обязательному государственному социальному страхованию независимо от характера и длительности выполняемых работ. Механизм взаимоотношений с Фондом социального страхования регулируется Из средств этого фонда выплачиваются членам трудового коллектива пособия по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, на погребение, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, о также расходы, связанные с санаторно-курортным обслуживанием работников и членов их семей и рядом нужд социальной защиты работников. Пенсионный фонд (ПФ) РФ Страховые взносы в этот фонд предприятия начисляют на все виды выплат, начисленных работникам (штатные, нештатные, временные, совместители, и др.). Начиная с 1 января 1996 г. взносы в ПФ РФ предприятия начисляют не только с сумм начисленной оплаты труда, но и с ряда выплат, произведенных работникам из чистой прибыли предприятия, не имеющих отношения к оплате труда, а также сумм, выплачиваемых в возмещение расходов и иных компенсаций сверх установленных законодательством РФ в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением в другую местность, а также с сумм, выплачиваемых в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей. При начислении страховых платежей следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 19.02.96 № 153 “О перечне выплат, на которые не начисляются взносы в ПФ РФ”, а также разъяснениями по данному вопросу ПФ РФ, утвержденными Постановлением ПФ РФ от 06 марта 1996 № 22. Кроме того, все члены трудового коллектива (включая работающих пенсионеров) являются плательщиками обязательных взносов в ПФ РФ в размере За счет средств ПФ предприятие выплачивает ежемесячные пособия на детей в возрасте от полутора до шести лет. Порядок уплаты страховых взносов в ПФ определяется Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФ РФ № 258 от 11 ноября 1994г (в редакции от 19.03.96г.). Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) Для обеспечения равных возможностей всем гражданам страны в получении медицинской помощи и обеспечения лекарствами создан Фонд обязательного медицинского страхования. Предприятия всех организационно-правовых форм являются плательщиками страховых взносов в ФОМС в порядке, установленном Положением о порядке уплаты страховых взносов в ФОМС № 4543-1 от 24 февраля 1993г. Суммы взносов рассчитываются от оплаты труда, начисленной по всем основаниям, в том числе по договорам подряда и поручения. Льготы при отчислениях в государственные внебюджетные социальные фонды Полностью от уплаты страховых взносов в ПФ, ФСС, ФОМС освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также находящееся в собственности этих организаций предприятия, созданные для достижения уставных целей указанных общественных организаций. К ним, в частности, относятся Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых и их учебно-производственные предприятия. Как видно из изложенного выше материала, система государственных внебюджетных фондов направлена на обеспечение медицинского обслуживания населения, выплату пособий, компенсаций и пенсий. Источником средств на выплату являются страховые взносы предприятий и организаций, а также физических лиц. В следующей главе на примере социального страхования будет более подробно будет рассмотрен механизм действия данной системы. Отчисления в фонды социального страхования и обеспечения Особенности учета отчислений в фонды социального страхования и обеспечения заключаются в том, что за основу берутся все виды денежных и натуральных выплат работникам, исходя их которых по законодательству начисляют в дальнейшем государственные пенсии. Регулярно постановлением (выходные пособия, денежная компенсация за неиспользованный отпуск и средний заработок на период трудоустройства увольняемого работника; (государственные пособия на детей, пособия по временной нетрудоспособ- ности и другие социальные пособия, в том числе компенсации матерям по уходу за ребенком; (суммы вреда, причиненного работнику в связи с увечьем или профессио- нальным заболеванием, связанным с исполнением трудовых обязанностей; (льготы, компенсации и материальная помощь работникам в связи с чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями; (единовременные выплаты работникам в связи с уходом на пенсию; (суммы компенсаций командировочных расходов в пределах норм, устано- вленных законодательством; (стоимость специальной и фирменной одежды, специальной обуви, а также средств защиты и специального поддерживающего питания согласно законо- дательству; (стоимость льгот по проезду на работу и обратно, а также проезда в отпуск и обратно в соответствии с законодательством; (стоимость бесплатного жилья, суммы оплаты коммунальных услуг, пре- доставленных работнику по законодательству; (стипендии, выплачиваемые за период обучения; (доходы по акциям предприятий; (суммы платежей по обязательному страхованию работников в связи с законодательством; (стоимость оплачиваемых работодателями путевок на санитарно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей; (прочие выплаты. Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации. К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета: 69/1 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению», 69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». На субсчете 69/1 "Расчеты по социальному страхованию" учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации. На субсчете 69/2 "Расчеты по пенсионному обеспечению" учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации. На субсчете 69/3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию" учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации. При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" могут открываться дополнительные субсчета. Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со: Счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, в части отчислений, производимых за счет организации; Кроме того, по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" - суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами. По дебету счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование. Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" корреспондирует со счетами: Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса, предприятие обязано самостоятельно начислять и уплачивать налоги и сборы в установленные сроки и в полном объеме. Если оно этого не делает, то налоговые и таможенные органы, а также органы внебюджетных фондов могут направлять предприятию требования по погашению налоговых задолженностей и принимать меры по принудительному взысканию сумм из денежных средств или из средств от реализации имущества предприятия. Согласно II части Налогового кодекса гл.24 в настоящее время организации производят начисления в следующие фонды: Фонд социального страхования 4%; Пенсионный фонд 28%; Фонд обязательного медицинского страхования 3,6% (Для выплат в фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний все организации разбиты по группам риска. В зависимости от группы риска устанавливается процент. Суще-ствует 22 группы риска). В соответствии с правилами зачисления взносов, уплачиваемых в составе ЕСН (единого социального налога) на счетах органов Федерального казначейства МинФина РФ. Утвержденного Приказом МинФина от 15 января Органы Федерального казначейства не позднее дня, следующего за днем получения из банка выписок с лицевых счетов, перечисляет средства на открытые ранее счета в банках соответствующими фондами. Органы государственных социальных внебюджетных фондов доводят до органов Налоговые органы доводят до плательщиков страховых взносов реквизиты счета органа Федерального казначейства, на который следует перечислить средства. Органы Федерального кахначейства ежедневно передают налоговым органам экземпляр сводного реестра с приложением платежных документов об органах государственных социальных внебюджетных фондов. Органы Федерального казначейства и налоговые органы ежемесячно осуществляют сверку поступивших сумм налога. Если выявляются расхождения, то определяются причины расхождений и устраняются. К первой группе относятся юридические и физические лица - работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе: а) организации. К организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; б) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на основании абзаца второго п. 2 ст. 1 Федерального закона от Объектом налогообложения для этой группы налогоплательщиков признаются выплаты, иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе: вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам; выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиками трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором. В том случае, если источником указанных выплат работникам и физическим лицам, не связанным с налогоплательщиком трудовым договором, является нераспределенная прибыль, то они не признаются объектом налогообложения. В качестве объекта налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты в виде материальной помощи, безвозмездные выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц (ст. 236 НК РФ). В соответствии с п. 8 Временных правил аудиторской деятельности в Индивидуальные предприниматели, применяющие в соответствии с Для этой группы налогоплательщиков объектами налогообложения признаются: В соответствии с п.3 ст.235 Федерального закона РФ №166-ФЗ индивидуальные предприниматели не уплачивают налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ. В соответствии с п. 2 ст. 237 НК РФ и п. 4 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных приказом МНС РФ от 29.12.2000 № БГ-3-07/465, налогоплательщики- работодатели определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Налогооблагаемая база для исчисления единого социального налога представляет собой разницу между доходами, подлежащими налогообложению, и суммами выплат, не подлежащими налогообложению. При этом учитываются любые доходы, начисленные работодателями работникам в денежной и натуральной форме, и материальная выгода в виде материальных, социальных и иных благ. Всю совокупность начисленных доходов работникам можно подразделить на четыре основные группы: оплата за отработанное время; оплата за неотработанное время; единовременные поощрительные выплаты; вознаграждения работникам списочного состава. Каждая из этих групп, в свою очередь, включает отдельные виды выплат, перечень которых определен Налоговым кодексом РФ. Выплаты в виде товаров (работ, услуг), получаемые налогоплательщиками, учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их получения. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а для подакцизных товаров - и соответствующая сумма акцизов. Налогооблагаемая база плательщиков, указанных в подл. 2 п. 1 ст. 235 В случае, если налогоплательщик подпадает под разные категории налогоплательщиков, единый социальный налог начисляется отдельно по каждой позиции без выделения приоритетных объектов. Индивидуальный предприниматель одновременно осуществлял профессиональную деятельность нотариуса. В октябре он получил доход 5000 руб. По условию примера индивидуальный предприниматель выступает налогоплательщиком по двум категориям: как работодатель; как индивидуальный предприниматель. Налогооблагаемая база для исчисления единого социального налога по доходам, начисленным в пользу работников, составит. 15000 + 3000 + 2(4000 - 1000) = 24000 руб. По индивидуальной деятельности предприниматель должен уплатить налог с Общая Налогооблагаемая база для исчисления единого социального налога составит: 24000 +5000= 29000 руб. В состав расходов, связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, включаются: стоимость материалов, используемых на производство продукции; стоимость полученных услуг К удержаниям по решениям суда и иных органов относятся: алименты, суммы недостач, хищений. Величина налогооблагаемой базы зависит от разграничения выплат: на выплаты, которые следует принимать при подсчете, и выплаты, которые не учитываются в составе налогооблагаемой базы. Статьей 238 НК РФ определен перечень доходов, которые не учитываются в составе налогооблагаемой базы. К ним относятся: государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам; компенсационные выплаты в пределах установленных законодательством РФ норм, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг; увольнением и трудоустройством работников; компенсации за неиспользованный отпуск. При оплате работодателем командировочных расходов на основе представленного авансового отчета подотчетного лица по командировке как внутри страны, так и за рубежом не подлежат налогообложению: суточные в пределах установленных норм; стоимость проезда до места назначения и обратно при наличии проездных билетов; комиссионные сборы, расходы по найму жилья, по оплате услуг связи; сборы за оформление виз и расходы на обмен наличной валюты и т. п. Не включаются в состав налогооблагаемых доходов суммы единовременной материальной помощи, выданной работодателями работникам: в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; в связи со смертью члена (членов) семьи работника. Не включаются в налогооблагаемую базу и такие выплаты социального характера, как стоимость льгот по проезду, предоставляемых в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающимся, воспитанникам. В зависимости от источника финансирования не подлежат включению в налогооблагаемую базу страховые платежи (пенсионные взносы). Не включаются эти суммы в расчет в том случае, если суммы платежей выплачиваются по договорам добровольного страхования (договорам добровольного пенсионного обеспечения) своих работников, заключенным со страховщиками и негосударственными пенсионными фондами, за счет средств нераспределенной прибыли организации. Не включаются в налогооблагаемую базу: суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы Учет начисления и уплаты единого социального налога. В соответствии со ст. 243 НК РФ сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Расчеты производятся в отдельности с каждым фондом по ранее установленному принципу. Порядок оформления платежных по поручений на перевод платежей, исчисленных от налогооблагаемой базы, остается без изменений. В результате, изменений в организации бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами не предусмотрено (за исключением расчетов с Фондом занятости населения). В соответствии с новым Планом счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина Сумма налога, исчисленная в составе социального налога для перечисления в Фонд социального страхования РФ, уменьшается налогоплательщиками на произведенные ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Пример 2.На основе данных бухгалтерского учета по работнику организации определена налогооблагаемая база в целях исчисления единого социального налога на 1 февраля 2001 г. Ежемесячный оклад работника составил 60000 руб. По решению суда в соответствии с исполнительный листом из заработной платы работника удерживаются алименты в размере 25% от ее суммы. В январе работник находился в командировке. Авансовый отчет составлен на основе документов, подтверждающих следующие расходы: проезд до места командировки и обратно - 480 руб.; оплата стоимости жилья за 6 суток - 270 руб. за сутки; оплата суточных за 6 суток - 500 руб. за сутки. В январе в учете составляются записи: 44 "Расходы на продажу", на сумму начисленной заработной платы; Д-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" 60000 25: 100 = 15000 руб. на сумму удержанных алиментов в размере 25% от начисленной заработной платы. При этом сумма начисленных алиментов не влияет на изменение налогооблагаемой базы при исчислении единого социального налога; Д-т сч. 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу", Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенный ценностям", К нормируемым командировочным расходам относятся суточные и оплата найма жилья при наличии оправдательных документов. В бухгалтерском учете будут составлены записи: Д-т сч. 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу", Д-т сч. 20-1 "Сверхнормативные расходы основного производства", 25-1 "Сверхнормативные общепроизводственные расходы", 26-1 "Сверхнормативные общехозяйственные расходы", 44-1 "Сверхнормативные расходы на продажу", Д-т сч. 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу", 6 270 = 1620 руб. на сумму стоимости найма жилья в пределах установленных норм. В результате налогооблагаемая база для исчисления единого налога составит в январе 62670 руб. (60000 + 2670) (см. табл. 1). В феврале кроме основной заработной платы работнику начислена премия в размере оклада по результатам прошлого года, оплачены коммунальные услуги в размере 2000 руб., а также за счет собственных средств организации оплачена путевка стоимостью 30000 руб. на лечение ребенка. В феврале будут составлены бухгалтерские записи: 25 "Общепроизводственные расходы", 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», на сумму зарплаты и премии; Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", К-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" 30000 руб. на стоимость санаторно-курортной путевки, приобретенной у фонда социального страхования за счет собственных средств организации. Налогооблагаемая база в феврале составит 120000 руб. (60000 + 60000). В марте работнику начислена заработная плата, премия по итогам квартала в размере оклада, выдана материальная помощь на благоустройство жилья в размере 80000 руб., а также произведены компенсационные выплаты за использование личного автомобиля в служебных целях в пределах установленных норм. Сумма таких выплат составляет 100 руб. В бухгалтерском учете в марте будут составлены записи: Д-т сч. 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу", 120000 руб. на сумму начисленной заработной платы работнику и премии по итогам квартала; Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" К-т сч. 50 "Касса" 80000 руб. на сумму материальной помощи, выделенной работнику на благоустройство жилья; Д-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", К-т сч. 50 "Касса" 100 руб. на сумму выплат компенсационного характера. Налогооблагаемая база при исчислении единого социального налога в марте составит 120000 руб. Компенсационные выплаты в соответствии со ст. 238 НК Регрессивная шкала единого социального налога содержит четыре основные позиции, увязанные с размерами налогооблагаемой базы каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года: до 100000 руб., от 100001 руб. до 300000 руб., от 300001 руб. до 600000 руб., свыше 600000 руб. В сравнении с действовавшим порядком отчислений во внебюджетные фонды ставка единого налога несколько снижена. Например, по налогоплательщикам- работодателям размер отчислений во внебюджетные фонды составлял 38,5% налогооблагаемой базы. Ставка единого налога составляет 35,6% (табл.2). Однако для применения регрессивной шкалы налогоплательщиками- работодателями должны быть соблюдены условия, закрепленные в п. 1 ст. 241 При исчислении размера выплат на одного работника следует руководствоваться следующими правилами: если налогоплательщик осуществляет деятельность менее одного налогового периода, но не менее трех месяцев, то в целях расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за последний квартал Налогоплательщики, не соответствующие такому критерию, уплачивают налог по ставкам, применяемым при налогооблагаемой базе до 100000 руб. на каждого отдельного работника. Применение регрессивной ставки единого социального налога имеет довольно существенное значение, поскольку в зависимости от увеличения налогооблагаемой базы при применении регрессивной ставки резко снижается его начисленная сумма. Например, по данным условий примера 2 сумма налога по регрессивной шкале составила 75267 руб.,. а при применении максимальной ставки налога - 107751 руб. 52 коп., что на 30%. выше суммы налога, исчисленного на льготной основе. Для расчетов численность работников организации определяется в соответствии с инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.98 № 121 по согласованию с Пример 3. В организации работают 50 сотрудников. Заработная плата за второе полугодие 2000 г. начислена по 22000 руб. каждому, а 15 сотрудникам - по 60000 руб. Поскольку в организации работают более 30 человек, то при расчете налогооблагаемой базы по единому социальному налогу не учитываются выплаты 10% высокооплачиваемых работников - 5 человек (50 10:100) с фондом оплаты труда 300000 руб. (5 60000). Исходя из фонда оплаты по оставшейся доле работников исчисляется средний размер выплат на одного работника: (35 22000) + (15 - 5)60000=137000 1370000: 45 = 30445 руб. Исчисленная средняя величина налогооблагаемой базы выше установленного норматива (30445 руб. > 25000 руб.), что свидетельствует о возможности применения регрессивной ставки по налогу. Вторым условием применения регрессивной шкалы является контроль размера накопленной с начала года налогооблагаемой базы. В случае, если на момент уплаты налога за истекший месяц ее величина в среднем на одного работника менее суммы, равной 4200 руб. и умноженной на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, регрессивная ставка при расчете налога не применяется. Пример 4. Согласно штатному расписанию количество сотрудников организации составляет 20 человек. Фонд оплаты труда за второе полугодие 2000 г. восьми работников составил 168000 руб. (по 21000 руб.). Двенадцати работникам заработная плата начислена в размере 480000 руб. (по 40000 руб.). В целях определения возможности применения регрессивной ставки налога организация должна исчислить величину налогооблагамой базы в средней на одного работника за второе полугодие 2000 г. Поскольку штат работников не превышает 30 человек, из облагаемой базы исключается фонд оплаты труда 30% высокооплачиваемых работников - 6 человек (2*30:100). Облагаемая база в средней на одного работника составит (8 21000) + (12 - 6)40000 = 408000 руб., 408000: 14 = 29143 руб. Так как начисленная облагаемая база выше нормативного размера на одного работника (25000 руб.), организация имеет право применить в 2001 г. регрессивную шкалу единого социального налога (табл. 3). Для контроля налогооблагаемой базы организация должна определять сумму выплат нарастающим итогом с начала года и исходя из ее величины - размер выплат в среднем на одного работника. Например, в январе сумма выплат работникам организации составляет 105000 руб., в том числе 42000 руб. высокооплачиваемым работникам. В среднем на одного работника без учета высокооплачиваемых работников, выплаты составляют: (105000 - 42000) : 14 = 4500 руб. Полученная сумма в январе позволяет применять регрессивную шкалу для начисления единого социального налога. В феврале сумма выплат работникам составляет 112000 руб., в том числе [(105000 + 112000) - (42000 + 42000)] : 14 = 9500 руб. Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что для контроля среднего размера выплат на одного работника необходимо исчислять предельный размер выплат также нарастающим итогом с начала года. В феврале фактические выплаты в среднем на одного работника превышают предельный их размер (9500 > 8400), что дает возможность организации применять регрессивную шкалу ставок налога. Контроль соответствия фактических выплат в среднем на одного работника на момент уплаты единого социального налога свидетельствует о том, что их размер оказался ниже предельной величины в апреле. Регрессивная шкала ставки налога не будет применяться и в мае, поскольку по итогам апреля 2001 г. фактическая величина налогооблагаемой базы в среднем на одного работника меньше предельной (16700 руб. < 16800 руб.). По итогам мая фактическая величина выплат в среднем на одного работника равна предельной величине (21000 руб.). Поэтому в июне организация может снова применить регрессивную шкалу налога. До 1 января 2002 г. при исчислении единого социального налога организации должны учитывать третье условие, которое определено ст. 17 Налоговым кодексом РФ при исчислении единого социального налога предусмотрены льготы, порядок применения которых имеет особенности по отношению к разным категориям налогоплательщиков. Для налогоплательщиков-работодателей ст. 239 НК РФ предусмотрены два основных вида льгот. Во-первых, от уплаты налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы. Во-вторых, от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб. на каждого работника в течение налогового периода, освобождаются: общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и законные представители составляют не менее 80%, а также их структурные подразделения; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 20%; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкулыурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются вышеназванные общественные организации инвалидов. Данная льгота не распространяется на организации, .занимающиеся производством и реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов. Для налогоплательщиков-не работодателей ст. 239 НК РФ предусмотрены следующие льготы: от уплаты налога освобождаются индивидуальные предприниматели и другие лица, указанные в подл. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, которые являются инвалидами Прнмер 5. Индивидуальный предприниматель, производящий сельскохозяйственную продукцию, является инвалидом I группы. Для выполнения сельскохозяйственных работ он принял 5 работников с окладом по 20000 руб. Единый социальный налог рассчитан по ставкам, используемым для разных категорий налогоплательщиков (табл. 4). При расчете налога с его предпринимательской деятельности учтена льгота, предоставленная налогоплательщику как инвалиду I группы. Поскольку в январе его доход не превышал 100000 руб., то налог не начисляется (п. 3 ст. 239 НК РФ). В феврале сумма начисленного налога составила 60000 руб. Нарастающим итогом с начала года она равна 110000 руб. Сумма превышения над нормируемым размером составила 10000 руб., с которой должен быть начислен налог по ставке 12,8% (п.З ст. 241 НКРФ). Сумма начисленных доходов в последующих месяцах свидетельствует о том, что сумма доходов нарастающим итогом превышала 100000 руб., в связи с этим при расчете налога также применяется ставка 12,8% (табл. 4). Сумма дохода за 6 месяцев превысила 300000 руб. Поэтому согласно п. 3 ст. 241 НКРФ для расчета единого социального налога должна быть применена ставка 48400 руб. + 6,4% с суммы, превышающей 300000 руб. Однако следует учитывать льготу, предоставленную налогоплательщику как инвалиду I группы. Из указанной ставки следует исключить сумму налога (22800 руб.), приходящуюся на льготируемый доход (100000 руб.). В июне сумма налога нарастающим итогом с начала года будет равна: (48400-22800)+ (360000-300000) 6,4:100 = 25600+ 3840 = 29440 руб. При расчете единого социального налога индивидуального предприниматвля как работодателя с суммы начисленных доходов работникам будут применены ставки, указанные в п. 1 ст. 241 НК РФ. Сумма налога в январе исчисляется от суммы выплат работникам с учетом льготы, предоставленной двум работникам как инвалидам II группы. Поскольку работодатель производит сельскохозяйственную продукцию, то в расчете применяется ставка 26,1% от налогооблагаеной базы: [(20000 5) - (20000 2)] 26,1% : 100% = 15660 руб. В июне - сумма дохода, начисленная каждому работнику, превысила 100000 руб. Ставка налога изменится и составит 26100 руб. + 20% с суммы, превышающей 100000 руб. Однако такую ставку в полной мере можно применить только по трем работникам. По двум работникам, имеющим льготу, в расчете налога следует применять ставку 20% с сунны, превышающей 100000 руб. Начисленная сунна налога работодателей нарастающий итогом с начала года составит: 3 + [(120000 -100000) х х 20]-2 = 90300 + 8000 = 98300 руб. Общая суша налога с индивидуального предпринимателя с учетом категорий налогоплательщиков за 6 месяцев составит: 29440 + 98300 = 127740 руб. Для исчисления налога в зависимости от категорий налогоплательщиков установлен разный период определения дохода как налогооблагаемой базы. При начислении налога работодателями с доходов, начисленных в пользу работников, датой их получения считается день начисления доходов. По доходам от предпринимательской деятельности датой осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов является день фактического получения соответствующего дохода. При исчислении единого социального налога следует учитывать, что его размер налогоплательщиком исчисляется отдельно в отношении каждого фонда по ставкам, установленным в ст. 241 НК РФ. Средства Фонда социального страхования РФ могут быть использованы на социальные цели: выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и т. д. При этом на сумму произведенных расходов организации уменьшают сумму начисленного налога в части Фонда социального страхования РФ. С 2001 г. налогоплательщики-работодатели ежемесячно обязаны отчислять авансовые платежи. Авансовые платежи должны быть произведены до момента выплаты заработной платы работникам не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена заработная плата. При получении денежных средств в банке на выплату заработной платы организации должны предъявлять платежные поручения на перечисление налога. Перечисление налога осуществляется с расчетного счета организации на основе платежных поручений. При этом перечисление средств во внебюджетные фонды осуществляется отдельными поручениями. Налогоплательщики-работодатели должны вести учет налога по каждому работнику, передавать сведения в Пенсионный фонд РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования. По налогоплательщикам-не работодателям, кроме адвокатов, расчет авансовых платежей осуществляют налоговые органы исходя из деклараций за предыдущий отчетный период. Таблица 1 Расчет единого социального налога физического лица |Вид выплат |Удержания,|Доходы, |Налогобл|Налогооблаг|По регрессивной шкале|Без регрессивной | Таблица 2 Регрессивная шкала единого социального налога для налогоплательщиков- работодателей | | | | | | | Таблица 3 Контроль порядка применения регрессивной шкалы единого социального налога | |Всего начислено |В том числе | | |Фактическая |Нормативная |Отклонения| Таблица 4 Расчет единого социального налога индивидуального предпринимателя за I полугодие 2001 года |1 |Здание управления фабрики двухэтажное, каменное |90 000 000 | 1. Износ основных средств 44 160 000 2. Износ нематериальных активов 4 000 Таблица 2 Источники образования хозяйственных средств фабрики мягкой мебели |№ |Наименование источников |Сумма | Таблица 3 Группировка хозяйственных средств фабрики мягкой мебели |Виды средств |Сумма | Таблица 4 Группировка источников образования хозяйственных средств фабрики мягкой мебели ЗАДАНИЕ 2 Требуется: 1. Открыть счета бухгалтерского учета в виде учебных схем или в книге «Журнал-Главная». Записать в счетах суммы начальных остатков по данным баланса задания 1. 2. Указать корреспонденцию счетов по хозяйственным операциям, перечень которых дан в журнале регистрации. 3. Записать на синтетических и аналитических счетах суммы по операциям. Справки к балансу: | | | | | | | |Фактическая | |Статьи затрат |Изделия | 3. Остатки задолженности бюджету (руб.): По налогу на добавленную стоимость 90 000 По подоходному налогу с физических лиц 96 000 4. Остатки задолженности органам социального страхования и обеспечения (руб.) 5. Задолженность поставщикам (руб.): 6. Задолженность Семенова Т.В. по подотчетным суммам 10 000 руб. 7. Задолженность покупателя – мебельного магазина «Рондо» 600 000 руб. Журнал регистрации хозяйственных операций |№ |Документ и содержание |Д |К |СУММА | Приложение1 Расчёт процента отклонений фактический себестоимости от учётной стоимости материалов |Показатели |Расчётна|ТЗР |Фактическая | Приложение 2 Ведомость списания отклонений фактической себестоимости от учётной стоимости материалов Приложение 3. Ведомость распределения зарплаты и отчислений на социальные нужды (ЕСН=35,6%) Приложение 4 Расчет распределения затрат вспомогательного производства | | | | Приложение 5
Приложение 6 Расчет распределения общепроизводственных расходов (руб) Приложение 7 Калькуляция производственной себестоимости диван - кроватей Выпуск 1000(шт.) Производственная себестоимость изделия 1 463,381 (руб) |Статьи затрат |Незав |Затраты за|Незав пр-во|Фактич | Приложение 8 Калькуляция производственной себестоимости кресел Выпуск 3000(шт.) Производственная себестоимость изделия 210,84 (руб) Приложение 9 Расчет фактической производственной себестоимости отгруженной продукции Оборотная ведомость по синтетическим счетам |№ |Остатки на начало |Остатки за месяц |Остатки на конец месяца | ----------------------- Кукушкина Евгения Проверила: Дьячкова Юлия Григорьевна Распределение единого социального налога Сумма выплат облагаемой базы Расчет налога с S, выплаченных работникам Расчет налога по предпринимательской д-ти РепетиторствоНужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике. Введение Введение В последние годы, в условиях перехода к рыночным отношениям, в методологии и организации бухгалтерского учета на предприятиях Российской Федерации произошли большие изменения. Больше внимания стало уделяться изучению опыта организации учета на предприятиях в странах с развитой рыночной экономикой. Одновременно расширились возможности хозяйствующих субъектов в области бухгалтерского учета. Предприятия разрабатывают свою учетную политику, самостоятельно определяя методики, формы, технику ведения и организации бухгалтерского учета исходя из действующих правил и особенностей хозяйствования. Существенно изменена бухгалтерская отчетность. Ее состав, содержание и адреса представления стали в значительной мере соответствовать международной практике, а сама отчетность стала доступной для любых сторонних пользователей. В условиях нестабильной экономики, когда происходят всевозможные политические и экономические потрясения, финансовые кризисы особо важное значение приобретают социальная защита населения, а также страхование от потерь имущества и личное страхование. Статья 39 Конституции РФ определяет виды социальной защиты граждан РФ: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и страхование. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению по праву занимает одно из важных мест во всей системе учета организации, так как связан с расчетом себестоимости продукции (работ, услуг), которая прямо влияет на финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Знание этого раздела учета необходимо не только бухгалтерам, но и рядовому работнику организации, так как он на прямую связан с интересами каждого. Пособия по временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение обеспечиваются отчислениями в фонд социального страхования. Отчисления производятся в Пенсионный фонд. Для обеспечения гражданам равных возможностей в получении медицинской помощи – в фонд ОМС. Во всем вышеперечисленном и заключается актуальность темы исследования. Целью работы является рассмотрение теоретических основ бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению на предприятиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Объектом исследования является учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению на предприятиях. Глава 1. Теоретические основы страхования и обеспечения 1.1. системы социального и обеспечения 1) Федеральный РФ от 16 июля 1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного страхования», в 2011 данный закон в редакции Федерального от 25 ноября 2010 (далее – закон № 165-ФЗ); 2) закон РФ от 29 декабря года № 255-ФЗ «Об обязательном страховании на случай нетрудоспособности и в связи с », применение которого в году в различных оплаты пособий в двух редакциях (– закон № 255-ФЗ). Базовое системы обязательного страхования содержит 1 закона № 165-ФЗ. Обязательное страхование представляет систему создаваемых правовых, экономических и мер, направленных на компетенцию минимизацию последствий материального и (или) социального работающих граждан, а в предусмотренных законодательством РФ, категорий граждан достижения пенсионного наступления инвалидности, кормильца, заболевания, несчастного случая на или профессионального беременности и родов, ребенка (детей), за ребенком в возрасте до лет и других установленных законодательством РФ об социальном страховании. обязательного страхования, работающих граждан, также на лиц, самостоятельно себя работой, и на категории граждан в если законодательством РФ уплата ими за них страховых на обязательное социальное Порядок обязательного страхования неработающих определяется федеральными о конкретных видах социального страхования (8). понятия в сфере страхования установлены 3 закона № 165-ФЗ. Наиболее для применения на являются следующие
социальных страховых в соответствии со ст. 7 закона № 165-ФЗ 1) необходимость получения помощи; 2) утрата лицом заработка (вознаграждений в пользу лица) или дохода в связи с страхового случая; 3) расходы застрахованного или членов семьи с наступлением случая. Страховыми признаются достижение возраста, наступление потеря кормильца, травма, несчастный на производстве или заболевание, беременность и рождение ребенка (), уход за ребенком в до полутора лет и случаи, установленные законами и конкретных обязательного социального (12). Следовательно, соответственно виду страхового определяется порядок обеспечения. Страховым по отдельным видам социального страхования в с действующим федеральным году являются: 1) медицинскому учреждению связанных с предоставлением лицу необходимой помощи: 2) пенсия по 3) пенсия по инвалидности; 4) по случаю потери 5) пособие по временной 6) страховые выплаты в с несчастным случаем на и профессиональным заболеванием, дополнительных расходов на социальную и профессиональную 7) пособие по беременности и 8) ежемесячное пособие по за ребенком; 9) единовременное женщинам, вставшим на в медицинских учреждениях в сроки беременности; 10) пособие при ребенка; 11) социальное на погребение; 12) иные страхового обеспечения, федеральными законами о видах обязательного страхования. В отношениях в обязательного социального принимают участие стороны: застрахованное страхователь и страховщик; лица – граждане Федерации, а также граждане и лица гражданства, работающие по договорам, лица, обеспечивающие себя или иные граждан, у которых по обязательному социальному возникают в соответствии с законами и конкретных обязательного социального (15). Страхователи – организации организационно-правовой а также граждане, в соответствии с федеральными выплачивать отдельные страхового обеспечения. являются также исполнительной власти и местного самоуправления, в соответствии с федеральными о конкретных видах социального страхования страховые взносы. определяются в соответствии с законами о конкретных обязательного социального Страховщики – некоммерческие создаваемые в соответствии с законами о конкретных обязательного социального для обеспечения застрахованных лиц по социальному страхованию наступлении страховых Страховщиками в соответствии с действующим в 2011 являются органы внебюджетных фондов: фонда РФ, фондов медицинского страхования и социального страхования РФ. по обязательному социальному возникают:
Закон в качестве момента отношений по социальному между работником и не момент регистрации в страховщика, не момент конкретной суммы а момент начала отношений, определяемый заключения трудового Следовательно, при трудового договора лицо в обязательном подлежит социальному 1.2. Нормативное регулирование по социальному страхованию Расчеты по социальному и обеспечению регулируются нормативными документами:
Статья 349.2 кодекса РФ раскрывает регулирования труда Пенсионного фонда Федерации, Фонда страхования Российской Федерального фонда медицинского страхования, организаций, созданных Федерацией на основании законов, организаций, для выполнения поставленных перед государственными органами (1). закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ отношения, связанные с и уплатой (перечислением) взносов в Пенсионный Российской Федерации на пенсионное страхование, социального страхования Федерации на обязательное страхование на случай нетрудоспособности и в связи с Федеральный фонд медицинского страхования на медицинское страхование (также – страховые), а также отношения, в процессе осуществления за исчислением и уплатой () страховых взносов и к ответственности за нарушение Российской Федерации о взносах (5). Федеральный от 29.11.2010 N 326-ФЗ регулирует возникающие в связи с обязательного медицинского в том числе правовое положение обязательного медицинского и участников обязательного страхования, основания их прав и обязанностей, их реализации, отношения и связанные с уплатой взносов на обязательное страхование неработающего (6). Глава 2 Бухгалтерский учет по социальному страхованию и 2.1. Учет расчетов по страхованию и обеспечению 69 предназначен для расчетов по страховым во внебюджетные фонды. К 69 необходимо открыть
К этим открываются субсчета порядка. Для расчетов с Фондом страхования по страховым и взносам на страхование от случаев на производстве и субсчет 69-1 разбивается на
До 2014 года учета взносов в фонд по страховой и частям трудовой требовалось разбивать 69-2 на субсчета:
С 1 2014 года по определению и учету взносов на страховую и часть трудовой перешла к Пенсионному (Федеральный закон от 4 2013 г. № 351-ФЗ). Поэтому не нужно открывать и дополнительные субсчета к 69-2 (7). Аналогичная ситуация и с учетом взносов в и территориальный фонды медицинского страхования. до 2012 года 69-3 требовалось разбивать на
С 1 января 2012 у страхователей (фирм и) осталась обязанность страховые взносы в ФФОМС. Платить в ТФОМС больше не – тариф по ним не (ст. 12 Федерального закона от 29 2010 г. № 313-ФЗ). Значит, не открывать и вести субсчета к субсчету 69-3. начисленных страховых отражаются по дебету же счетов бухгалтерского на которых отражается заработной платы организации. После заработной платы же отражается начисление взносов по кредиту счета 69: ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29, 44, КРЕДИТ 69-1-1 – начислены взносы с заработной работников в части, перечислению в Фонд страхования; ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29, 44, КРЕДИТ 69-3-1 – начислены взносы с заработной работников в части, перечислению в Федеральный обязательного медицинского ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29, 44, …) 69-2 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ» – начислены взносы с заработной работников в части, перечислению в Пенсионный Если по результатам организации начислены и штрафы за нарушение исчисления и уплаты взносов (против которых вы не возражаете), проводка по кредиту 69 и дебету счета 99 «и убытки» (10). Обратите пени начисляются за календарный день уплаты страховых начиная со дня, следующего за сроком уплаты, и по их уплаты (взыскания) (п. 3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ). Пени и причитающиеся к уплате во фонды, учитываются ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 69-1-1 – штрафы и пени, перечислению в Фонд страхования; ДЕБЕТ 99 69-3-1 – начислены штрафы и подлежащие перечислению в фонд обязательного страхования; ДЕБЕТ 99 69-2 – начислены штрафы и подлежащие перечислению в фонд. В течение организация должна уплачивать обязательные по страховым взносам. обязательные платежи по взносам нужно не позднее 15-го числа следующего за месяцем, за они начислены (п. 5 ст. 15 закона от 24 июля г. № 212-ФЗ). Если последний уплаты выпадет на день, то крайним платежа будет следующий за ним. Перечисление обязательных платежей во фонды учитывается по субсчетов счета 69: 69-1-1 КРЕДИТ 51 – перечислены в Фонд социального ДЕБЕТ 69-3-1 КРЕДИТ 51 – взносы в Федеральный обязательного медицинского ДЕБЕТ 69-2 КРЕДИТ 51 – страховые взносы в фонд. Перечислять взносы нужно платежными поручениями в ПФР, и ФФОМС. 2.2. Порядок взносов на обязательное работников Для фирм общая страховых взносов 30%. Для каждого фонда предусмотрены тарифы, представленные в 1 (14). Взносы на обязательное страхование До 2014 сотрудники бухгалтерии взносы в ПФР платежными поручениями на и накопительную часть пенсии. А сотрудники фонда потом полученные взносы на и индивидуальную части тарифа. Таблица 1 отчислений во внебюджетные С 1 января года отчисления в фонд не требуется на страховую и накопительную пенсии. Теперь обязанность закреплена за фондом, который вести учет застрахованных лиц в с выбранным каждым вариантом пенсионного (0% или 6% на финансирование пенсии) на основе персонифицированного учета. расчетов с Пенсионным в 2015 и 2016 страхователям (фирмам и) следует применять величину тарифа взносов (17). Но теперь смогут перечислить взносы в ПФР платежным поручением – на пенсию. Напомним, база для страховых взносов в в 2015 году 711 000 (в 2014 г. – 624 руб.). При начислении делается запись: 08 (20, 23, 25, 26, 29, 44) КРЕДИТ 69-2 – начислены ПФР (на страховую). В течение года должна ежемесячно обязательные платежи по страхованию сотрудников. перечислении авансового делается запись по соответствующего субсчета 69: ДЕБЕТ 69-2 КРЕДИТ 51 – авансовый взнос в (на страховую пенсию). обязательных платежей по взносам перечисляется в установленный для средств на выплату платы за истекший При этом должны быть в Пенсионный фонд не 15-го числа того который следует за начисления заработной этого нужно в Пенсионный фонд по начисленным и уплаченным взносам на обязательное страхование и на обязательное страхование по форме РСВ-1 (утверждена постановлением ПФР от 16 января № 2п) (16). Отчетность по взносам на пенсионное и обязательное страхование представляют в фонд России: – не 15-го числа второго месяца, следующего за периодом, если представлена на бумажном (т.е. не позднее 15 мая, 15 августа, 15 и 15 февраля следующего соответственно); – не позднее 20-го второго календарного следующего за отчетным если отчетность в электронной форме(т.е. не 20 мая, 20 августа, 20 ноября и 20 следующего года). Взносы на социальное от несчастных случаев на и профессиональных заболеваний по дебету тех же бухгалтерского учета, на отражается начисление платы работникам организации. При взносы начисляют на заработную плату работающих по трудовому а также договору (поручения), если от несчастных случаев на и профзаболеваний предусмотрено этого договора. начислении взносов запись по кредиту 69-1-2: ДЕБЕТ 08 (20, 23, 25, 26, 28, 29, …) 69-1-2 – начислены взносы на от несчастных случаев на и профзаболеваний. При взносов на страхование от случаев на производстве и заболеваний делается по дебету субсчета 69-1-2: 69-1-2 КРЕДИТ 51 – перечислены на страхование от несчастных на производстве и профзаболеваний в социального страхования. страховых взносов в Фонд социального ежемесячно в срок, для получения на выплату заработной за истекший месяц (9). внимание: с 1 января года порядок взносов на «травматизм», недоимку, штрафы и осуществляется в порядке взысканию страховых уплачиваемых в ПФР и ФСС. порядок предусмотрен в 18-23, 25-27 Федерального закона от 24 2009 года № 212-ФЗ (ст. 22.1 закона от 24 июля г. № 125-ФЗ). 2.3. Учет расчетов за счет фонда страхования
При пособия по временной делается в учете ДЕБЕТ 69-1-1 КРЕДИТ 70 – работнику пособие за средств социального Удержание налога на с суммы пособия записью: ДЕБЕТ 70 68 СУБСЧЕТ «НАЛОГ НА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» – удержан на доходы. С 2011 изменен порядок и выплаты пособия по нетрудоспособности. Первые дня болезни оплачивает фирма, дни оплачиваются за средств Фонда страхования. Расчетный для начисления – два полных года (с1 января по 31), предшествующих году страхового случая. В надо включить выплаты по всем работы, на которые начислены взносы в РФ. Но в пределах облагаемого взносами лимита, действовал в каждом году, входящем в период. Так, за 2009 и годы берется 415 000 за 2011 год – 000 рублей, за год – 512 рублей, за 2013 – 568 000 за 2014 год – 000 рублей, за год – 670 рублей. Например, расчете больничного в 2015 году, предельные величины для начисления взносов за 2014 и годы. Если сотрудник работает в недавно, то узнать заработок за прошлые можно из справки от работодателя, которую были предоставить при увольнении, а он – новому работодателю (19). этого, с 2011 сумма пособия за календарный месяц не быть меньше МРОТ (с учетом стажа работника). сотрудник работал месяц, то МРОТ пропорционально отработанному С 1 января 2015 МРОТ составляет рублей (в 2014 он был равен руб.). Сумму начисленного за период заработка разделить на 730. Число дней, приходящихся на за который учитывается значения не имеет. До года за счет ФСС фирма право оплатить в детские санатории и -оздоровительные лагеря в норм, установленных законом о бюджете социального страхования. С года ФСС не стоимость детских Так, Федеральным законом от 1 2014 года № 386-ФЗ «О Фонда социального Российской Федерации на год и на плановый 2016 и 2017 » не предусмотрены статьи на проведение детской кампании. В настоящее за счет средств социального страхования путевки сотрудникам, на работах с вредными и (или) производственными факторами (пп. 7 п. 1 ст. 5 закона от 3 декабря г. № 219-ФЗ). Путевки сотрудникам, на работах с вредными труда, оплачивают за средств обязательного страхования от несчастных на производстве и профзаболеваний. оплачивает путевки за собственных средств, а уменьшает на их стоимость взносов, подлежащую в ФСС РФ. Использовать только 20% суммы за прошедший календарный год, на расходы, связанные с страхованием (18). При путевок в учете сделать записи: 76 КРЕДИТ 51 – перечислены средства на оплату санаторно-курортному ДЕБЕТ 50-3 КРЕДИТ 76 – путевки. Выдачу отразите записью: 73 КРЕДИТ 50-3 – выданы работникам организации. путевки в пределах установленных Федеральным о бюджете Фонда страхования, списывается ДЕБЕТ 69-1-1 КРЕДИТ 73 – частично или оплачена за счет ФСС России. путевки, оплаченной за средств ФСС не облагают налогом на физических лиц, страховыми том числе на страхование от несчастных на производстве и профессиональных Часть стоимости которая превышает норму, оплачивается или удерживается из заработной платы. операции отражают ДЕБЕТ 50-1 (70) КРЕДИТ 73 – стоимости путевки, установленный норматив, работником (удержана из заработной платы). часть стоимости которая превышает норму, оплачивает делается в учете ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 73 – стоимости путевки, установленный норматив, за счет средств Часть стоимости оплаченную за счет организации, облагают на доходы физических лиц: 73 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ » – удержан НДФЛ со стоимости путевки. от несчастных случаев на и профзаболеваний Если на произошел несчастный в результате которого получил увечье профессиональное заболевание, то выплаты пострадавшему за счет средств страхования. Такую отражают в учете ДЕБЕТ 69-1-2 КРЕДИТ 70 – пособие пострадавшему Выдачу этих отразите проводкой: 70 КРЕДИТ 50-1 – выдано из кассы организации. выходных дней по за ребенком-инвалидом у работника имеется -инвалид в возрасте до 18 лет, то должны быть четыре дополнительных дня в месяц (ст. ТК РФ). Дополнительные выходные оплачиваются за счет обязательного социального исходя из среднего работника. Постановлением России от 13 октября года № 1048 порядок предоставления оплачиваемых выходных одному из родителей (попечителю) для за детьми-инвалидами. внимание: наличие в более одного -инвалида не влечет количества предоставляемых оплачиваемых выходных Также не предусмотрен неиспользованных за месяц оплачиваемых выходных на другой месяц. суммированном учете времени дополнительные выходные дни из расчета суммарного рабочих часов в увеличенного в четыре (11). Минфин (письма от 1 2011 г. № 03-04-08/8-101, от 12 декабря г. № 03-04-05-01/407) и ФНС России (от 31 июля 2006 г. № 04-1-02/) высказывались, что производимые в виде оплачиваемых четырех дней в месяц из работающих родителей (попечителю) для за детьми-инвалидами, облагать НДФЛ. в последнем письме чиновников изменилась. России в письме от 9 2011 года № АС-4-3/@ указала, что дополнительных выходных предоставляемых для за детьми-инвалидами, от НДФЛ как перечисляемая в соответствии с (п. 1 ст. 217 НК РФ). Отметим, почти за год до аналогичное мнение Президиум ВАС РФ в от 8 июня 2010 № 1798/10. Таким оплату дополнительных дней для за детьми-инвалидами НДФЛ не нужно. касается страховых то с 2015 года обеспечение расходов на дополнительных выходных предоставляемых для за детьми-инвалидами в со статьей 262 кодекса, включая страховые взносы в внебюджетные фонды, за счет межбюджетных из федерального бюджета, бюджету Фонда страхования (Федеральный от 29 декабря 2014 г. № 468-ФЗ). То ФСС РФ финансирует не только на оплату выходных дней, но и на страховых взносов. из этого работодателям-надлежит начислять взносы в государственные фонды, в том на обязательное социальное от несчастных случаев на и профессиональных заболеваний, на расходов, связанных с дополнительных выходных предоставляемых работникам ухода за детьми-(17). Так как непосредственно возмещает РФ (п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24 2009 г. № 213-ФЗ), их нужно в форме-4 ФСС: – по строке 15 1 «Расчеты по обязательному страхованию на случай нетрудоспособности и в связи с » – в виде совокупности; – по 12 «Оплата дополнительных дней для за детьми-инвалидами» и 13 «взносы в государственные фонды, начисленные на дополнительных выходных для ухода за -инвалидами» таблицы 2 «по обязательному социальному на случай временной и в связи с материнством» – по Начисленная нарастающим с начала отчетного () периода сумма дополнительных выходных по уходу за детьми-и исчисленная с нее за период сумма взносов в ПФР, ФФОМС и РФ также отражаются по 7 и 8 таблицы 5 «Расшифровка производимых за счет финансируемых из федерального » расчета 4-ФСС. Начисление взносов с суммы среднего заработка, работнику за предоставленные дней дополнительного по уходу за ребенком- в бухгалтерском учете проводками: Дебет 69, «Расчеты с ФСС на временной нетрудоспособности» 69, субсчет «Расчеты с ПФР» («с ФФОМС», «Расчеты с на случай временной », «Расчеты с ФСС по на травматизм») – начислены взносы в ПФР (ФСС на случай нетрудоспособности, ФСС на) с оплаты дополнительных дней по уходу за -инвалидом (19). Заключение обязательного страхования, работающих граждан, также на лиц, самостоятельно себя работой, и на категории граждан в если законодательством РФ уплата ими за них страховых на обязательное социальное Порядок обязательного страхования неработающих определяется федеральными о конкретных видах социального страхования. по социальному страхованию и регулируются соответствующими документами. Счет 69 для учета по страховым взносам во фонды. К счету 69 открыть субсчета:
Суммы начисленных взносов отражаются по тех же счетов учета, на которых начисление заработной работникам организации. большинства фирм сумма страховых составляет 30%: в Пенсионный Российской Федерации в установленной предельной базы для страховых взносов – 22%, – 10%; в Фонд социального Российской Федерации в норм – 2,9%, свыше – 0%, в фонд обязательного страхования в пределах – 5,1%, свыше – 5,1%. Суммы взносов, подлежащие в Фонд социального можно уменьшить на по оплате:
взносов на страхование от случаев на производстве и заболеваний можно
Для расчетов по социальному и страхованию необходимо санацию организации расчетов по страхованию в соответствии с требованиями РФ «О бухгалтерском учете и отчетности в РФ»; внедрить в -аналитическую работу оперограммы (Организационный регламентирующий процесс входящих или исходящих документов; таблица, строки которой предназначены для осуществляемых операций учета, регистрации, согласования и т.п., а колонки – для ответственных исполнителей) наиболее важных первичных документов (в частности, расчетно-платежной ведомости). Эти мероприятия могут быть внедрены в практическую деятельность любого предприятия. Список использованных источников
Налог - это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения и размер сумм взноса устанавливается законодательством. Бюджет - это финансовый план государства, края, области, города и т.п., устанавливаемый на один год. Он имеет вид баланса доходов и расходов. Важнейшими статьями расходов бюджета являются: военные, на культуру, здравоохранение и другие. Система государственных внебюджетных фондов состоит из:
Плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды являются предприятия независимо от организационно-правовой формы деятельности. Все организации регистрируются как страхователи в течение 30 дней с момента регистрации. Если срок будет превышен, то к нарушителю применяют штраф в размере 10% причитающихся к уплате страховых взносов. Для регистрации должны быть представлены заверенные нотариально копии документов: свидетельство о регистрации, письмо статистического органа о присвоении кодов по ОКПО и других классификационных признаков, устав предприятия, учредительный договор. О факте регистрации фонд выдает страхователю извещение, которое необходимо хранить как документ строгой отчетности. В дальнейшем в случае реорганизации предприятия страхователь обязан письменно уведомить о произошедших изменениях исполнительную организацию Фонда. В формировании государственных внебюджетных фондов, основанных на страховых взносах много схожего, но есть и отличия. Для каждого из фондов есть свой тариф; полностью не совпадает круг выплат, на которые начисляются взносы; имеется разница в применении штрафных санкций за нарушение страховых взносов и сокрытие денежных сумм, на которые должны начисляться взносы. Взносы во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховым тарифам, размеры которых установлены федеральным законом. В настоящее время они составляют:
Начисленные платежи перечисляются не позднее дня получения средств в банке на выдачу заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, на который начислены взносы. Для этого предприятия представляют в учреждение банка платежные поручения на перечисление страховых взносов в названные фонды одновременно с чеком на получение денег на заработную плату. Платежное поручение представляется в банк независимо от состояния расчетного счета. За нарушение установленных сроков платежа предприятия сами начисляют и уплачивают пеню в установленном размере из чистой прибыли за весь период просрочки. Фонд социального страхования создается для материального обеспечения работников во время болезни, при потери трудоспособности и т.п. Ежемесячно организации в соответствии с тарифом, установленном в централизованном порядке, производят отчисления в процентах к начисленной оплате труда работников по всем основаниям. Отчисления в фонд социального страхования частично используются на самом предприятии для выплаты различных пособий - по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также на другие мероприятия. В соответствии с действующим законодательством все работники (штатные, нештатные, временные, совместители, работающие по трудовому соглашению) подлежат обязательному государственному социальному страхованию независимо от характера и длительности выполняемых работ. Механизм взаимоотношений с Фондом социального страхования регулируется Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ, Министерством труда и социального развития РФ, Минфина РФ от 02.10.96 № 162, 2, 87 07-1-07. Из средств этого фонда выплачиваются членам трудового коллектива пособия по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, на погребение, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, о также расходы, связанные с санаторно-курортным обслуживанием работников и членов их семей и рядом нужд социальной защиты работников. Пенсионный фонд создается для обеспечения работников пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и пособиями родителям, ухаживающим за детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет. Ежемесячно организации производят отчисления (по установленному тарифу) страховых взносов в процентах от начисленной оплаты труда работников по всем основаниям. Страховые взносы в этот фонд предприятия начисляют на все виды выплат, начисленных работникам (штатные, нештатные, временные, совместители, и др.). Начиная с 1 января 1996 г. взносы в ПФ РФ предприятия начисляют не только с сумм начисленной оплаты труда, но и с ряда выплат, произведенных работникам из чистой прибыли предприятия, не имеющих отношения к оплате труда, а также сумм, выплачиваемых в возмещение расходов и иных компенсаций сверх установленных законодательством РФ в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением в другую местность, а также с сумм, выплачиваемых в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей. При начислении страховых платежей следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 19.02.96 № 153 “О перечне выплат, на которые не начисляются взносы в ПФ РФ”, а также разъяснениями по данному вопросу ПФ РФ, утвержденными Постановлением ПФ РФ от 06 марта 1996 № 22. Указанный перечень является исчерпывающим. За счет средств ПФ предприятие выплачивает ежемесячные пособия на детей в возрасте от полутора до шести лет. Порядок уплаты страховых взносов в ПФ определяется Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФ РФ № 258 от 11 ноября 1994г (в редакции от 19.03.96г.). Для обеспечения равных возможностей всем гражданам страны в получении медицинской помощи и обеспечения лекарствами создан Фонд обязательного медицинского страхования. Предприятия всех организационно-правовых форм являются плательщиками страховых взносов в ФОМС в порядке, установленном Положением о порядке уплаты страховых взносов в ФОМС № 4543-1 от 24 февраля 1993г. Суммы взносов рассчитываются от оплаты труда, начисленной по всем основаниям, в том числе по договорам подряда и поручения. Полностью от уплаты страховых взносов в ПФ, ФСС, ФОМС освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также находящиеся в собственности этих организаций предприятия, созданные для достижения уставных целей указанных общественных организаций. К ним, в частности, относятся Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых и их учебно-производственные предприятия. Источником средств на выплату являются страховые взносы предприятий и организаций, а также физических лиц. Особенности учета отчислений в фонды социального страхования и обеспечения заключаются в том, что за основу берутся все виды денежных и натуральных выплат работникам, исходя их которых по законодательству начисляют в дальнейшем государственные пенсии. Регулярно постановлением Правительства устанавливают перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд. В настоящее время этот перечень охватывает следующие выплаты:
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для учета начисления и уплаты платежей по обязательному страхованию: медицинскому, социальному, пенсионному, от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Наряду с указанными субсчетами могут быть открыты дополнительные, если организация проводит расчеты по другим видам социального страхования. Например, добровольные взносы в накопительную часть пенсии могут отражать на субсчете 69.4, обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний – на субсчете 69.11 и т.д. Дебет счета 69 отражает перечисление платежей на обязательное страхование в различные фонды (ФСС, ПФР, ФОМС). Дебет сч.69 коррепондирует с кредитом счетов учета денежных средств (). Также по дебету отражаются суммы страховых возмещений на пенсионное, социальное и медицинское страхование, компенсируемые фондами страхователю и подлежащие выплате работникам при наступлении страхового случая. Здесь же отражаются суммы страховых платежей, излишне уплаченных страхователем и возвращенные фондами. Кредит счета 69 отражает начисление социальных отчислений, подлежащих уплате во внебюджетные фонды. Кредит сч.69 корреспондирует с дебетом счетов учета различных затрат (20, 23, 25, 26, 44), а также со счетом 70. Социальные, пенсионные и медицинские отчисления рассчитывается от заработной платы работников. Процентная ставка, установленная для каждого вида обязательного страхования, умножается на соответствующий доход работника. Подробнее страховые взносы рассматривались в . Помимо начисления и уплаты страховых платежей на сч.69 отражаются также пени, начисленные за несвоевременно уплаченные платежи. Типовые бухгалтерские проводки по счету 69Проводки по дебету: Д69 – выданы из кассы путевки работникам, оплаченными ФСС. Д69 – перечислены суммы страховых взносов в фонды с расчетного счета. Д69 К70 – начислены выплаты работникам за счет средств социального страхования. Проводки по кредиту: Д20 К69 – начислены взносы к уплате в фонды работникам основного производства на ОМС, ОСС и ОПС. Д23 К69 – начислены взносы работникам вспомогательного производства. Д25 К69 – взносы к уплате на работников цехов. Д26 К69 – взносы к уплате на работников управления. Д44 К69 – начислены к уплате взносы на работников торговых организации и занятых продажей продукции. К69 – начислены суммы пеней и штрафов в ПФР, ФСС и ФОМС. К69 – возвращены фондами излишне уплаченные суммы страховых платежей. Д70 К69 – удержана сумма путевки из зарплаты работника, полученная за счет средств ФСС. |
Популярное:
Новое
- Планировка квартир по программе реновации
- Опубликован список домов, вошедших в программу реновации
- Фискальная политика государства Фискальные интересы государства
- Налоговый вычет для пенсионеров
- Как правильно стерилизовать банки для консервирования
- Подводные камни законодательства
- $2,5 млрд на море: как греческий судовладелец сохраняет капитал в кризис
- Дмитрий костыгин юлмарт. Компания "Юлмарт". Досье. Падение с вершины
- Порядок заполнения форм сметной документации в сфере стоимости строительной продукции
- Курсовая работа: Внешние и внутренние функции государства