Главная - Тинькофф
Как передать дело должника в другой осп. Заявление о передаче исполнительного производства. Возможности территориальных органов: передача исполнительного производства

Комментарий к статье 33

Место совершения исполнительных действий определяется в зависимости от того, кто является должником - физическое лицо или юридическое.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона об исполнительном производстве если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по месту его жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

Здесь необходимы пояснения некоторых терминов. Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В свою очередь, согласно ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в ред. от 18 июля 2006 г.) место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.

ВСНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227; СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3420.

Кроме того, термин "место пребывания" применяется, например, к иностранным гражданам, лицам без гражданства. Местом пребывания указанных лиц в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (в ред. от 1 декабря 2007 г.) является жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находятся и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежат постановке на учет по месту пребывания в установленном федеральным законом порядке.

СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3285; 2007. N 49. Ст. 6071.

Обращает на себя внимание отсутствие в ч. 1 ст. 33 Закона об исполнительном производстве указания на возможность совершения исполнительных действий по месту работы должника в тех случаях, когда обращается взыскание на заработную плату и иные доходы должника. Вряд ли это обоснованно. Полагаем, что термины "место пребывания" и "место нахождения имущества" должника не охватывают полностью исполнение по месту работы должника.

В том случае, если должником является организация, исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства либо филиала (ч.2ст. 33 Закона об исполнительном производстве). Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Указанные два случая являются общими (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

В ч. 3 ст. 33 Закона об исполнительном производстве установлено специальное правило, которое действует независимо от того, кто является должником - физическое лицо или юридическое. Согласно данному правилу требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняютс я по месту совершения этих действий. Таким путем исполняются исполнительные документы, обязываю щие выселить должника, вселить взыскателя или восстановить его на работе, возможны и другие приме ры.

В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника либо по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

После установления местонахождения должника, его имущества судебный пристав-исполнитель:

1) продолжает исполнительное производство, если должник, имущество должника находятся на территории, на которую распространяются его полномочия, или имеются обстоятельства, предусмотренные ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве;

2) оканчивает исполнительное производство, если должник, имущество должника находятся на территории, на которую не распространяются его полномочия, и отсутствуют обстоятельства, предусмотренные ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

Необходимо учитывать, что по общему правилу исполнение судебного решения или иного юрисдикционного акта производится в пределах территории распространения компетенции судебного пристава-исполнителя.

Однако при необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя в соответствии со ст. 14 Закона об исполнительном производстве и утверждается старшим судебным приставом. По указанному постановлению судебным приставом-исполнителем, к которому оно поступило, возбуждается исполнительное производство с соблюдением требований ст. 30 Закона об

исполнительном производстве. На время исполнения поручения основное исполнительное производство может быть приостановлено.

Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание, по его прежнему местонахождению отсутствует, то судебный пристав-исполнитель продолжает исполнительное производство в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона об

исполнительном производстве, или составляет акт и оканчивает исполнительное производство.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного

производства, акт с приложением исполнительного документа и копии всех материалов исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляются в территориальный орган ФССП России или его подразделение для возбуждения исполнительного производства по новому месту жительства должника, месту его пребывания либо по новому местонахождению его имущества, о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ. Копия исполнительного документа остается в оконченном исполнительном производстве.

Главный судебный пристав РФ или главный судебный пристав субъекта РФ в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

О передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое главный судебный пристав РФ или главный судебный пристав субъекта РФ выносят постановление. Указанное постановление не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется соответствующим главным судебным приставам субъектов РФ и старшим судебным приставам, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Старший судебный пристав, получив указанное постановление, незамедлительно информирует об этом судебного пристава-исполнителя, ведущего соответствующее исполнительное производство. Судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в порядке, установленном ст. 47 Закона об исполнительном производстве.

По исполнительному производству, переданному из одного подразделения судебных приставов в другое, судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия.

По исполнительному производству, переданному из одного подразделения судебных приставов в другое, судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия и применяет меры принудительного исполнения:

1) в пределах территории Российской Федерации - по согласованию с главным судебным приставом РФ, о чем извещаются соответствующие главные судебные приставы субъектов РФ;

2) в пределах территории одного субъекта РФ - по согласованию с главным судебным приставом субъекта РФ, о чем извещаются старшие судебные приставы соответствующих подразделений судебных приставов.

Если судебный пристав-исполнитель получил разрешение на совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия, то на данной территории старший судебный пристав оказывает содействие судебному приставу-исполнителю в исполнении исполнительного документа.

Споры о месте совершения исполнительных действий между территориальными органами ФССП России не допускаются.

В соответствии с Инструкцией по документационному обеспечению (делопроизводству) исполнительных производств в структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, утвержденной Приказом Минюста России от 31 января 2006 г. N 13 , в случае передачи исполнительного производства на территорию другого подразделения судебных приставов в порядке и по основаниям, указанным в ст. 33 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель составляет соответствующее постановление (акт), которое утверждается старшим судебным приставом, делает отметку в журнале учета исполнительных документов, в зональных книгах учета исполнительных документов и статистической карточке. Судебный пристав-исполнитель, принимающий исполнительное производство, делает отметку о приеме соответствующих материалов. Передача исполнительного производства производится судебным приставом-исполнителем лично под роспись в акте или по почте заказным письмом.

Бюллетень Минюста России. 2006. N 3.

Постановление судебного пристава-исполнителя о передаче исполнительного производства составляется с обязательным указанием наименований передающего и принимающего подразделений судебных приставов; номера; количества листов исполнительного производства по описи вложения; сведений о должнике и взыскателе; даты передачи исполнительного производства; фамилий, инициалов и подписей судебных приставов-исполнителей, передающего и принимающего документы, или почтовых реквизитов при отправке документов по почте (с приложением почтовой квитанции).

В подразделении, принимающем исполнительное производство, ему присваивается новый номер.

Судебный пристав-исполнитель может совершать исполнительные действия на территории, на которую не распространяются его функции, если в процессе исполнения исполнительного документа возникла такая необходимость. Это правило реализуется также в судебной практике. Так, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 19 июля 2004 г. N А56-39539/03 было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, выразившихся в вынесении постановления о наложении ареста на денежные средства общества, находящиеся на счете в банке, расположенном за пределами места совершения исполнительных действий, поскольку судебный пристав может совершать определенные действия на территории, на которую не распространяются его функции, если в процессе исполнения исполнительного документа возникла такая необходимость.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 33

ГРАЖДАНСКИМ КОДЕКС РФ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Статьи 20, 54 - не приводятся.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

(Извлечение)

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Законом. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Закона об исполнительном производстве.

Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства либо филиала (часть 2 статьи 33 Закона об исполнительном производстве).

Из приведенных норм следует, что взыскателю предоставлено право выбора места совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный

пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 Закона.

Как следует из материалов дела и установил суд, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и копии исполнительного листа от 30.01.2009 N 123332, выданного Арбитражным судом Ярославской области, местонахождением ООО "АСТЭК-М" является город Москва, улица Малая Филевская, дом 10, корпус 1 или город Москва, Варшавское шоссе, дом 26, строение 11. Общество направило исполнительный лист о взыскании с ООО "АСТЭК-М" 215033 рублей 57 копеек долга и 5929 рублей 44 копеек в возмещение судебных расходов в отдел для исполнения по месту нахождения имущества должника - плавмастерская-629: Нижегородская область, Кстовский район, п. Работки.

С учетом приведенных норм Общество обоснованно воспользовалось предоставленным Законом об исполнительном производстве правом выбора места совершения исполнительных действий.

Таким образом, у судебного пристава-исполнителя не имелось правовых оснований для вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Статья подготовлена юристом практики Фирмы «Комплексная правовая безопасность бизнеса» Канаевой А.С.

09 мая 2013 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которые изменили порядок передачи исполнительных производств из одного территориального подразделения службы судебных приставов в другое.

Итак, речь идет об одном из основных принципов исполнительного процесса - принцип территориальности совершения исполнительных действий. Данный принцип был установлен в законе с самой первой его редакции, его суть сводится к следующим трем правилам (чч.1,2,3 ст.33):

  • Если должником является гражданин, то исполнительное производство возбуждается, а исполнительные действия совершаются (меры принудительного исполнения применяются) по месту его жительства, месту пребывания или месту нахождения его имущества .
  • Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала .
  • Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий .

При этом в случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

Справка: как определить нужный отдел судебных приставов

В исполнительном документе должны быть указаны данные о должнике, будь то гражданин или организация, в том числе адрес должника. Далее нужно определить, что за требование содержится в исполнительном документе, так как это также поможет определить, какой отдел Вам нужен. Если в Вашем случае в исполнительном документе не прописано требование о совершении должником определенных действий, а предусмотрено иное требование, например, распространенное на практике взыскание денежной суммы - исполнительный документ нужно подавать в районный (или межрайонный) отдел судебных приставов по адресу должника, указанному в исполнительном документе. В случае требования о совершении исполнительных действий - по месту их совершения.

Структура ФССП России такова, что обычно внутри каждого субъекта РФ иерархия судебных приставов представляет собой следующую цепочку: Главный судебный пристав субъекта РФ - Управление ФССП России по субъекту - районные и межрайонные отделы службы судебных приставов. На примере Свердловской области: Главный судебный пристав Свердловской области (сейчас - Щебекин С.Ю.) - Управление ФССП России по Свердловской области - разнообразные районные отделы ССП по муниципальным образованиям (например, Ленинский РОСП по г.Екатеринбургу, Тагилстроевский районный отдел г.Нижнего Тагила, Первоуральский районный отдел УФССП России по Свердловской области), а также межрайонные отделы ССП (Межрайонный отдел по исполнению особых производств, Екатеринбургский специальный отдел по взысканию административных штрафов). Районные и межрайонные отделы возглавляются старшими судебными приставами.

Если Вы определили необходимый район (проживания должника или совершения действий) муниципального образования или субъекта РФ, то документ подлежит подаче в соответствующий отдел ФССП.

В прежней редакции закона после установления местонахождения должника, его имущества судебный пристав-исполнитель мог продолжить исполнительное производство (если выяснено, что должник, его имущество находятся на территории, на которую распространяются полномочия данного судебного пристава, или если имеются обстоятельства, предусмотренные для дачи поручения в другое территориальное отделение службы судебных приставов), либо мог окончить исполнительное производство (соответственно, если должник, имущество должника находятся на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава и отсутствуют обстоятельства для дачи поручения). Сейчас, когда в закон внесены изменения, после установления места нахождения должника или его имущества не на территории своей компетенции судебный пристав не оканчивает исполнительное производство, а передает его на исполнение в подразделение судебных приставов, чья компетенция распространяется на выявленный адрес, при этом должен быть соблюден порядок передачи, установленный частями 7-7.2 статьи 33.

Старый порядок: если судебный пристав принял решение об окончании производства, то копию постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, акт с приложением исполнительного документа и копии всех материалов исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления, должны были быть направлены в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов или его подразделение для возбуждения исполнительного производства по новому месту жительства должника, месту его пребывания или по новому местонахождению его имущества с одновременным извещением сторон исполнительного производства.

Таким образом, как таковой передачи исполнительного производства не происходило. Производство оканчивалось в одном районе, передавалось «наверх» - в Управление, откуда уже вновь «спускалось», т.е. распределялось в другой район для возбуждения по новому месту проживания, пребывания должника, его имущества. Такой порядок требовал немало времени и документарной работы для судебных приставов.

Новый порядок направлен на экономию времени и отвечает принципам своевременности и эффективности исполнительного производства. Его суть изложена в измененной части 7 и во вновь внесенных частях 7.1, 7.2 статьи 33.

Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания и выяснилось, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель составляет акт и выносит постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов .

Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов утверждается:

1) старшим судебным приставом или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, - при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов в пределах территории субъекта Российской Федерации (например, в пределах Свердловской области);

2) главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, - при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов другого территориального органа Федеральной службы судебных приставов (например, из Свердловской области в Пермский край).

Таким образом, исполнительное производство передается не «наверх», а по горизонтали, при этом требуется утверждение постановления о передаче только начальника того подразделения, к которому относится и вынесший постановление судебный пристав. Такой порядок значительно экономит время и упрощает работу судебных приставов.

Постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, подлинники исполнительного документа и материалов исполнительного производства передаются в другое подразделение судебных приставов не позднее дня, следующего за днем вынесения. Копии постановления о передаче исполнительного производства, исполнительного документа и материалов исполнительного производства остаются в подразделении судебных приставов, в котором ранее исполнялся исполнительный документ.

Кроме того, существует еще и порядок передачи исполнительных производств по постановлению главного судебного пристава РФ или главного судебного пристава субъекта РФ, сохранившийся в новой редакции закона.

Часть 10 статьи 33 новой редакции закона «Об исполнительном производстве» полностью «развязала руки» судебным приставам-исполнителям, получившим переданное исполнительное производство по постановлению главного судебного пристава РФ или главного судебного пристава субъекта РФ. Ранее частью 12 статьи 33 были установлены обязанности судебного пристава-исполнителя согласовывать свои действия на территории РФ или субъекта РФ соответственно с Главным судебным приставом РФ или главным судебным приставом субъекта РФ (то есть, спрашивать письменного разрешения на совершение тех или иных исполнительных действий или применение мер принудительного исполнения). Теперь частью 10 данная обязанность отменена, судебным приставам дана полная свобода действий на неюрисдикционной территории, и в то же время установлена обязанность главных судебных приставов оказывать всяческое содействие судебному приставу-исполнителю на территории, которая не входит в его компетенцию, но действовать на ней разрешено в силу части 11 статьи 33 (в силу самого факта передачи исполнительного производства).

Законодатель внес новшества в статью 33 и в порядке сохранения ограничительных мер для должников при передаче исполнительного производства. Судебный пристав, принявший решение о передаче исполнительного производства в другое подразделение, не вправе решать вопросы об отмене ограничений, возложенных ранее на должника. Такие полномочия есть только у судебного пристава, к которому на исполнение поступает исполнительное производство. Данное простое правило на практике позволит эффективно обеспечить права взыскателей на своевременность и полноту исполнения судебного решения.

Приведем пример.

Судебный пристав обнаружил, что фактический адрес должника-организации находится на территории, на которую не распространяется его компетенция. Он приходит к выводу о необходимости передачи исполнительного производства.

По старой редакции закона судебный пристав должен либо продолжить исполнение, постоянно направляя поручения о совершении отдельных исполнительных действий в другое подразделение судебных приставов, что существенно затягивало бы сроки его ведения, либо вынести постановление об окончании исполнительного производства и направить все материалы «наверх» для последующей передачи в другое подразделение, что также занимает достаточно много времени. При этом после окончания исполнительного производства все ограничения с должника должны были быть сняты, что позволило бы ему беспрепятственно заняться сокрытием имущества, переводом прав на других лиц, выведением имущества из собственности и т.д.

По новому порядку судебный пристав вправе либо опять же продолжить исполнение, постоянно направляя поручения, либо вынести акт о невозможности исполнения требований исполнительного документа (на территории его компетенции) и постановление о передаче, которое нужно просто заверить в соседнем кабинете у начальника подразделения. При этом вплоть до поступления исполнительного производства другому судебному приставу-исполнителю в другом подразделении УФССП, все ограничения должника сохраняются в силу закона (ограничение в выезде, арест имущества, денежных средств на счетах и т.д.)

Очевидно, что за долгое время существования специального закона «Об исполнительном производстве», законодатель впервые обратил внимание на отставание закона от требований практики исполнения и внес поправки, существенно облегчающие работу судебных приставов и максимально обеспечивающих права взыскателей на получение причитающегося по исполнительным документам.

Как мы любим выражаться, «выиграть суд - это полдела». Если законодатель продолжит скрупулезную работу по приведению закона об исполнительном производстве в состояние, отвечающее реальности исполнения судебных решений в нашей стране, то и за исполнение можно будет вскоре не волноваться.

  • Энциклопедия судебной практики. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (Ст. 33 Закона "Об исполнительном производстве")
  • 1. Подсудность заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя определяется исходя из места совершения исполнительных действий, а не места нахождения отдела судебных приставов
  • 2. При принятии решения о возбуждении исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя отсутствует обязанность и возможность проверить информацию о месте нахождения должника или его имущества
  • 3. Обращение взыскания на заложенное имущество, принадлежащее должнику, само по себе не освобождает должника от обязанности по исполнению решения суда в части солидарного взыскания долга
  • 4. Судебный пристав-исполнитель, принимая решение об окончании исполнительного производства, должен проверить и установить фактическое место жительства или место пребывания должника
  • 5. В целях определения места совершения исполнительных действий по месту жительства гражданина учитывается именно его регистрация по месту жительства, а не место фактического проживания
  • 6. Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть признаны судом незаконными в случае наличия совокупности двух обстоятельств: несоответствие этих действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов заявителя
  • 7. Направление исполнительных листов в другой отдел службы судебных приставов не свидетельствует о прекращении исполнительских действий со стороны должностных лиц
  • 8. Акт судебного пристава-исполнителя о возврате исполнительного листа по мотивам отсутствия у должника имущества для обращения взыскания является документом, подтверждающим отсутствие у должника имущества, на которое можно обратить взыскание
  • 9. Действия по передаче исполнительного производства из одного подразделения службы судебных приставов в другое сами по себе не нарушают прав заявителя
  • 10. После принятия решения о передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое, совершение каких-либо исполнительных действий судебным приставом-исполнителем из подразделения которого передано исполнительное производство, недопустимо
  • 11. Арест, наложенный на имущество с передачей его на хранение, не свидетельствует об установлении исключительной территориальной юрисдикции на предъявление исполнительного документа

Энциклопедия судебной практики
Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
(Ст. 33 Закона "Об исполнительном производстве")


1. Подсудность заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя определяется исходя из места совершения исполнительных действий, а не места нахождения отдела судебных приставов


В случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).

Указанные положения применяются также при оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.


[Должником оспаривались действия и постановления судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству, возбужденному не по его месту жительства]

Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала (часть 2 статьи 33 Закона [Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"]).

Из приведенных норм права следует, что взыскателю предоставлено право выбора места совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, при этом решение вопроса о возбуждении исполнительного производства согласно Закону [Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" отнесено к компетенции судебного пристава-исполнителя, который обязан принять исполнительный лист к исполнению, установить, не истек ли срок его предъявления к исполнению и соответствует ли исполнительный лист требованию ст. 13 Закона [Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"].

Судом первой инстанции не учтено, что при принятии решения о возбуждении исполнительного производства и вынесении при этом соответствующего постановления у судебного пристава-исполнителя отсутствует обязанность по проверке информации, касающейся места нахождения должника или его имущества. Помимо этого, до возбуждения исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя не имеется и такой возможности.


3. Обращение взыскания на заложенное имущество, принадлежащее должнику, само по себе не освобождает должника от обязанности по исполнению решения суда в части солидарного взыскания долга


Суд обоснованно указал, что обращение взыскания на заложенное имущество, принадлежащее ФИО, само по себе не освобождает заявителя от обязанности по исполнению решения суда в части солидарного взыскания долга в пятидневный срок, установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства.

Так как в срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа заявителем выполнены не были, судебным приставом-исполнителем правомерно начато применение мер принудительного исполнения по правилам ч. 2 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Действия судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на заработную плату должника соответствовали положениям п. 3 ч. 1 ст. 98 Федерального закона [от 02.10.2007 N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве". Солидарная обязанность по смыслу абз. 2 п. 2 ст. 323 ГК РФ прекратится ее исполнением, и при отсутствии данных о том, что решение суда исполнено, оснований для прекращения обязательств солидарного должника не имеется. Суд сделал правильный вывод о том, что судебный пристав-исполнитель действовал в рамках предоставленных ему прав.


4. Судебный пристав-исполнитель, принимая решение об окончании исполнительного производства, должен проверить и установить фактическое место жительства или место пребывания должника


Ссылки старшего судебного пристава-исполнителя на то, что ранее имущество арестовано и передано на хранение должнику, в связи с чем исполнительный лист должен был быть предъявлен по месту жительства последнего, подлежат отклонению ввиду того, что они основаны на игнорировании прямого указания нормы закона и по существу нарушают права взыскателя на выбор места предъявления к исполнению выданного судом в его интересах исполнительного документа. Сам по себе арест на имущество ранее с передачей его на хранение не свидетельствует об установлении исключительной территориальной юрисдикции на предъявление исполнительного документа в части ограничения должника по распоряжению арестованным имуществом по месту жительства должника.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Бывший муж был прописан по одному адресу, но там не проживал, Волгоградской области, но при этом служил по контракту в Крыму, сейчас он якобы там зарегистрирован,как сказал мне пристав исполнитель. Сейчас исполнительный лист нужно отправить в Крым, скажите это должна я делать сама? Опять составлять заявление, прилагать все копии, или это должен делать предыдущий пристав? И могла ли пристав приостановить на этом основании исполнительное производство?

Ответил адвокат - Королева С.О.:

Здравствуйте Светлана!
На стадии исполнительного производства возможны изменение места совершения исполнительных действий и передача исполнительного документа для исполнения в другое подразделение судебных приставов (другой территориальный орган ФССП России). Это допускается в случаях, когда в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание, по его прежнему местонахождению отсутствует.
В таком случае пристав должен составить акт, фиксирующий наличие перечисленных фактов, и вынести постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов, к территориальной компетенции которого его исполнение стало относиться в связи с установлением названных изменений (ч. 7 статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Постановление о передаче исполнительного производства требует обязательного утверждения со стороны вышестоящих должностных лиц ФССП России. Так, если исполнительное производство передается в подразделение судебных приставов в пределах территории субъекта РФ, то постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель. Если исполнительное производство передается в подразделение судебных приставов другого территориального органа, то постановление утверждается главным судебным приставом субъекта РФ или его заместителем. Подлинники исполнительного документа и материалов исполнительного производства передаются в другое подразделение судебных приставов не позднее дня, следующего за днем его вынесения. Вместе с тем в подразделении судебных приставов, из которого передано исполнительное производство, должны остаться копии постановления о передаче исполнительного производства, исполнительного документа и материалов исполнительного производства (ч. 7.2 статьи 33). Наличие обстоятельств, указанных в ч. 7 ст. 33 ФЗИП, не является основанием для окончания исполнительного производства. Исполнительное производство продолжается, но в другом подразделении ФССП России.

При производстве по исполненительному исполнительному документу у должника или взыскателя могут появиться обстоятельства, в соответствии с которыми исполнительное производство подлежит передаче в другой отдел службы судебных приставов для дальнейшего исполнения.
Процедура передачи исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов может быть инициирована заявлением стороны исполнительного производства, и должна соответствовать требованиям ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Образец заявления

Судебному приставу-исполнителю ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара
Караокову Сигизмунду Николаевичу

Взыскатель:
Глиняный Петр Иванович
г. Краснодар, ул. Протоплазмы, д. 50, кв. 6

Должник:
Вееров Игнатий Владимирович
г. Краснодар, ул. Вдохновителей, 354, кв. 19


ЗАЯВЛЕНИЕ
о передаче исполнительного производства
на исполнение в ОСП по Западному округу г. Краснодара

В Вашем производстве находится исполнительный лист № ВС 025794145 от 12.03.2014, выданный Ленинским районным судом г. Краснодара по делу № 2-194/14, вступившему в законную силу 12.03.2014, по взысканию 1 179 831, 46 рублей с должника Веерова Игнатия Владимировича в пользу взыскателя Глиняный Петра Ивановича.
Согласно паспортным данным, должник зарегистрирован в 2008 году по адресу: Прикубанский внутригородской округ г. Краснодар, ул. Вдохновителей, 354, кв. 19, где и проживает по настоящее время.
Указанный факт подтверждается копией паспорта должника, имеющейся в материале исполнительного производства.Адрес регистрации должника расположен на территории, на которой действуют полномочия ОСП по Западному округу г. Краснодара.
Согласно требованиям ч. 7 ст. 33 ФЗ "Об исполнительном производстве", если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания и выяснилось, что на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, отсутствует имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель составляет акт и выносит постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов.

В соответствии с ч. 12.1 Закона, копия постановления о передаче исполнительного производства в другое подразделение службы судебных приставов не позднее дня, следующего за днём его вынесения, направляется взыскателю.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 33 ФЗ "Об исполнительном производстве",

Передать исполнительное производство по исполнительному лист № ВС 025794145 от 12.03.2014, выданному Ленинским районным судом г. Краснодара по делу № 2-194/14, вместе с составленной адресной справкой о месте регистрации должника, в отдел службы судебных приставов по Западному округу г. Краснодара для совершения исполнительных действий по месту жительства должника.удебное разбирательство по делу по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения, назначенное на 29 июня 2014 года 10 часов 30 минут, отложить.

Взыскатель
/подпись/

 


Читайте:



Порядок заполнения форм сметной документации в сфере стоимости строительной продукции

Порядок заполнения форм сметной документации в сфере стоимости строительной продукции

Смета - часть рабочей документации. Она необходима для любой стройки, любых работ. По смете определяют, сколько денег требуется стройке. Сколько их...

Курсовая работа: Внешние и внутренние функции государства

Курсовая работа: Внешние и внутренние функции государства

0 Факультет экономики и управления Кафедра государственного и муниципального управления Курсовая работа по дисциплине «СГиМУ» Внутренние и...

Перепланировка квартиры: что можно, а что нельзя делать, убирать, переносить, если квартира в ипотеке Как узаконить перепланировку квартиры самостоятельно

Перепланировка квартиры: что можно, а что нельзя делать, убирать, переносить, если квартира в ипотеке Как узаконить перепланировку квартиры самостоятельно

Последнее обновление: 31.01.2020 Перепланировка квартиры предполагает изменение внутреннего расположения жилья с обязательным внесением...

Разбираем вопрос от А до Я

Разбираем вопрос от А до Я

Введение 1. Общеправовая характеристика дебиторской задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства Заключение Приложения Введение...

feed-image RSS