Главная - Qiwi
Демографическая проблема китая. Демографическая проблема китая Новая демографическая политика китая

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 октября власти Китая приняли решение отменить правило, запрещающее иметь больше одного ребенка в семье. Теперь супругам разрешено иметь двух детей.

Политика ограничения рождаемости - "одна семья - один ребенок" - была введена в КНР в 1979 году, когда государство оказалась перед угрозой демографического взрыва. Запретительные меры были вызваны дефицитом земельных, водных и энергетических ресурсов, а также невозможностью государства обеспечить населению широкий доступ к образованию и медицинским услугам. Проводимые с 1950-х годов кампании по снижению темпов роста населения не принесли ощутимых результатов - в период с 1949 по 1976 годы оно увеличилось с 540 млн до 940 млн человек.

Целью политики "одна семья - один ребенок" было названо ограничение рождаемости, для того чтобы численность населения КНР к 2000 году не превысила 1,2 млрд человек. Власти ввели запрет семейным парам в городах иметь более одного ребенка (исключая случаи многоплодной беременности). Второго ребенка разрешалось иметь лишь представителям национальных меньшинств и сельским жителям, если первенцем была девочка.

В стране пропагандировались поздние браки и поздние роды, была введена система штрафов и поощрений, применялись меры принудительной стерилизации. Результатом ограничительных мер стало снижение среднего количества детей, рожденных одной женщин, с 5,8 до 1,8.

В 2000-е годы ограничительные меры были несколько ослаблены. В 2007 году разрешение на второго ребенка получили родители, которые сами были единственными детьми в семье. Кроме того, национальным меньшинствам было разрешено иметь двух детей в городе и трех сельской местности, а для народов численностью меньше 100 тыс. были сняты все ограничения по количеству детей. Новые правила вводились поэтапно, по регионам.

В 2008 году, после землетрясения в провинции Сычуань, ее власти сняли запрет для родителей, потерявших детей.

В 2013 году право на второго ребенка получили семьи, в которых хотя бы один из супругов является единственным ребенком в семье. Эти правила также вводятся поэтапно.

В 2013 году китайская Национальная комиссия по здоровью и планированию семьи заявила, что политика "одна семья-один ребенок" "предотвратила" рождение примерно 400 млн человек. В виде штрафов с 1980 года правительством было собрано около 2 трлн юаней ($314 млн).

Негативные последствия политики "одного ребенка" проявились в 2013 году, когда впервые было зафиксировано сокращение трудоспособного населения.

Сейчас население страны составляет 1,3 млрд человек, прирост - 0,5%. В Китае насчитывается около 210 млн людей в возрасте 60 лет и старше, что составляет 15,5% от общей численности. К 2020 году доля этой группы людей достигнет 20%, к 2050 г. - 38%.

Введение

Актуальность темы проявляется в том, что проблема демографической ситуации в КНР давно перестала быть вопросом, актуальным исключительно для руководства страны. Дисбаланс между количеством жителей и природными ресурсами в Китае, неравномерность распределения населения как по территории страны, так и между городом и деревней, являются факторами, напрямую влияющими не только на внутреннюю безопасность КНР, но и несущими в себе потенциальную угрозу для стабильности в глобальном масштабе. Анализ состояния и основных мероприятий, регулирующих демографическую и миграционную политику КНР, является необходимым для понимания не только проблем, связанных с народонаселением в Китае, но и для осознания перспектив развития страны в целом, а также для рассмотрения и оценки ее влияния на глобальные экономические и социальные процессы. Пути решения демографических проблем, проводимых КНР на современном этапе, представляет собой уникальный пример создания и функционирования четко работающего механизма согласования демографических и экономических процессов внутри страны. Поэтому детальное рассмотрение основных мероприятий демографической политики, их последствий, а также проблем, с которыми столкнулось государство при внедрении этих мер, представляется необходимым.

Объектом исследования является население Китая.

Предмет исследования - изменение численности и возрастной структуры населения, трудовых ресурсов, кадров образования, процессов урбанизации, миграционных потоков, под воздействием государственной демографической политики. Цель исследования - оценить развитие демографической ситуации в контексте социально-экономических перемен и обосновать пути разрешения демографических проблем в Китае. Для достижения цели должны быть решены поставленные задачи:

1)Проведение характера демографической ситуации в Китае;

2) Проведение обзора характеристики демографических проблем в Китае;

3)Анализ основных направлении демографической политики КНР. Исследование базируется на системном подходе к анализу изучаемого объекта и предмета исследования, понимании населения как единого сложного структурированного целого, развивающегося во взаимодействии политических, географических, геополитических и других факторов. В исследовании курсовой работы были использованы работы Баженовой Е.С., Бергера Я.М., Бичурина Н.Я., Джан Хэ Лань, Дудченко Г., Самбурова Е.Н., Медведевой А.А., Яковлева М., посвященные характеристике демографической ситуации в Китае, различные Интернет – публикации. Особую ценность представляют статистические данные, предоставленные Комитетом по демографической политике и плановому деторождению КНР, Всекитайским комитетом по делам пожилых людей, Канцелярией Комитета по делам женщин и детей при Госсовете КНР.

1 Общая информация о демографической ситуации в Китае

1.1 Численность населения и естественный прирост

Демографические ресурсы Китая не имеют себе равных в мире. В 2003 году население составило около 1,287 млрд. чел., или 22% населения планеты Земля. В древних исторических хрониках указывается, что на территории Китая первые учеты (“переписи”) населения осуществлялись в царстве Чжоу в 788 году до н.э. и в царстве Чу в 589 году до н.э. такие учеты населения проводились сравнительно регулярно после образования централизованного государства. За первые 150 лет этого периода их было свыше 10; учету подлежали лишь плательщики налогов, а также женщины в возрасте 15-30 лет; средняя численность населения по этим переписям 63,5 млн. человек, с поправкой на все население – 80-85 млн. человек . Эти “переписи” были несовершенны, неполны; недоучет и повторный счет существовали одновременно, регистрации не подлежали национальные меньшинства, не учитывались переселенцы. После образования КНР в стране стал налаживаться повсеместный учет населения, и в 1953 году была проведена первая общегосударственная перепись, результаты которой показали численность населения – 582,6 млн. человек (без Тайваня). Вторая перепись населения КНР состоялась в 1964 году, численность населения на эту дату составило 698,6 млн. человек. Летом 1982 года проводилась третья общенациональная перепись населения; численность составила 1008,2 миллионов человек, т.е. впервые превысила 1 миллиард человек. Данные переписи 1990 года показали, что население 29 провинций и автономных районов Китая составило 1,160 млрд. человек . Население КНР за 1949-1990 год выросло на 618 миллионов, с 542 до 1160 млн. человек, средний абсолютный прирост составлял около 15 млн. человек. Следует отметить, что за первую половину ХХ столетия население увеличилось лишь на 50-60 млн. человек, темпы прироста населения составляли около 0,3% в год. Из общей суммы абсолютного прироста на 1950-е годы приходится 120 млн. человек, на 1960-е годы – 145 млн., на 1970-е годы – 146 млн .

Таблица 1 - Динамика численности и прироста населения КНР

Таблица 2 – основные демографические показатели КНР по оценкам 2005 года

По данным Национального бюро статистики, 6 января 2005 года численность населения Китая достигла 1,3 млрд человек. За последние два с лишним десятилетия режим воспроизводства населения в Китае изменился коренным образом. Естественного прироста населения его уже не отнесешь к категории слаборазвитых стран: в частности, ежегодный естественный прирост населения снизился до менее чем 1%, а средняя продолжительность жизни превысила 70 лет.Такая ситуация является следствием, с одной стороны, проводимой государством жесткой демографической политики, а с другой стороны, улучшения материального положения людей и их медицинского обслуживания.

1.2 Рождаемость и смертность

В течение многих столетий для Китая была характерна исключительно высокая смертность. Только в конце 40-х, начале 50-х годов нашего столетия удалось значительно снизить показатели смертности; детская смертность уменьшилась в 3-4 раза и составила в городах 75 на 1000 детей в возрасте до одного года. Число умирающих от инфекционных заболеваний резко уменьшилось, изменилась и структура причин смертности. Значительное изменение смертности, которое происходило в 50-х годах, было приостановлено в период 1958-1962 год. Средняя продолжительность жизни при рождении в 1981 году составляла 67,9 года (66,4 для мужчин и 69,3 года для женщин). Ввиду изменения возрастной структуры и повышения в ней доли пожилых возрастных групп будет происходить постепенное увеличение смертности – до 7,3% к 2000 году и 9,4% в первой трети следующего тысячелетия по прогнозным оценкам ООН .В начале 50-х годов сохранялась на высоком и почти неизменном уровне, что определялось сохранением комплекса факторов, обусловливающих традиционно высокий уровень рождаемости в старом Китае. Наличие мирных условий в этот период времени, благоприятная социально-экономическая обстановка в стране способствовали образованию новых семей. Результаты 16 обследований, проведенных в различных провинциях Китая в 1951-1954 годах, дают средний показатель рождаемости 41,6%. В последующий период времени четко прослеживается тенденция к понижению коэффициента рождаемости – к концу 70-х годов показатель уменьшился вдвое по сравнению с периодом 50-х - 60-х годов. Уменьшение рождаемости происходило под влиянием изменения социально-экономических условий, действия целого ряда долговременных факторов, среди которых следует отметить следующие :

1) рост уровня общей и санитарной культуры населения, что привело к уменьшению детской смертности; меньше рождений требовалось для достижения желаемого размера семьи;

2) изменение функций семьи, трансформация традиционных семейных отношений, уменьшение экономической полезности детей;

3) ослабление религиозных норм традиционного китайского общества, утрата значения многих религиозных ритуалов;

4) вовлечение женщин в активную трудовую деятельность как в городской, так и в сельской местности, распространение образования.

Таблица 3 - Динамика коэффициента смертности в КНР


Таблица 4 - Динамика коэффициента рождаемости в КНР



«Политика «одна семья - один ребенок» применяется лишь в отношении крупных городов и сравнительно развитых регионов» - сообщила Директор департамента международных отношений Госкомитета КНР по населению и планированию рождаемости Хао Линьна. «В 19 провинциях в отношении сельского населения проводится политика 1,5 ребенка: то есть, если у семейной пары первой родилась девочка, то они имеют право на второго ребенка», - сообщила Хао Линьна, добавив, что если первым родился сын, то право на второго ребенка семья теряет. В более отсталых и окраинных регионах крестьяне изначально обладают правом на двоих детей, вне зависимости от того, кто родился первым, сказала она. Наконец, представители национальных меньшинств даже в городах могут родить двух детей. «В деревнях Синьцзян - Уйгурского автономного района семья может иметь троих детей, а в деревнях Тибета таких ограничений нет вовсе», - подчеркнула директор.

1.3 Возрастная, половая структура населения и характер процесса урбанизации

Значительные изменения в возрастной структуре населения определяются тенденциями сокращения доли молодого и увеличения доли пожилого населения страны, что приводит к обострению проблемы старения населения. На долю пожилых людей в составе населения приходится 7,6% (99,3 млн. чел. в 2005г . Ежегодно численность пожилых людей увеличивается приблизительно на 2-3%. Процесс старения населения КНР идет гораздо более стремительными темпами, чем в других странах, что объясняется успехами в реализации жесткой политики ограничения рождаемости и улучшением социально-бытовых условий жизни китайского народа в последние десятилетия. В первые годы существования КНР на молодые возраста приходилось 34% населения, в конце 60-х годов – 43%. Однако, в результате мероприятий по ограничению рождаемости удельный вес населения в возрасте до 15 лет несколько уменьшился и составляет ныне 33,6% общей численности населения. В 1953 году на долю лиц в возрасте до 14 лет приходилось 36,3%, от 15 до 64 лет – 59,3%, в 1964 году – соответственно, 40,4 и 56,1%; в 1972 году – 35,8 и 59,4%; в 1982 году – это соотношение изменилось весьма значительно: до 14 лет – 33,6%, 15–64 года 61,5, а в 2000 году - 23 и 70% . У Китая есть все шансы стать самой старой (по составу населения) страной мира. Значительные изменения в возрастной структуре населения определяются тенденциями сокращения доли молодого и увеличения доли пожилого населения страны, что приводит к обострению проблемы старения населения. На долю пожилых людей в составе населения приходится 7,6% (99,3 млн. чел. в 2005г . Ежегодно численность пожилых людей увеличивается приблизительно на 2-3%. Процесс старения населения КНР идет гораздо более стремительными темпами, чем в других странах, что объясняется успехами в реализации жесткой политики ограничения рождаемости и улучшением социально-бытовых условий жизни китайского народа в последние десятилетия. В первые годы существования КНР на молодые возраста приходилось 34% населения, в конце 60-х годов – 43%. Однако, в результате мероприятий по ограничению рождаемости удельный вес населения в возрасте до 15 лет несколько уменьшился и составляет ныне 33,6% общей численности населения. В 1953 году на долю лиц в возрасте до 14 лет приходилось 36,3%, от 15 до 64 лет – 59,3%, в 1964 году – соответственно, 40,4 и 56,1%; в 1972 году – 35,8 и 59,4%; в 1982 году – это соотношение изменилось весьма значительно: до 14 лет – 33,6%, 15–64 года 61,5, а в 2000 году - 23 и 70% . У Китая есть все шансы стать самой старой (по составу населения) страной мира. Китай относится к странам с низким уровнем урбанизации, причем до 1949 года это было связано с недостаточным развитием современного производства в городах. Значительный рост городского населения по сравнению с предыдущим периодом наблюдался в 1953-1957 годах. Городское население увеличивалось более быстро по сравнению с сельским, темпы прироста составляли в среднем соответственно 6,4 и 1,6% в год. К наиболее урбанизированным районам относятся провинции Хэйлунцзян (40%) и Ляонин (42%). Крупнейшими городами являются: Шанхай – 6,3, Пекин – 5,6, Тяньцзинь – 5,1, Чунцын – 2,7, Харбин – 2,5 . К началу 1958 года около 3-х миллионов человек было выслано из городской местности. В этот период городское население Китая увеличилось примерно до 115 миллиона человек. Одновременно осуществлялось и перемещение из многонаселенных районов в малонаселенные, главным образом, из городов центрального подчинения – Пекина, Шанхая, Тяньцзиня, а также из густонаселенных провинций страны. В настоящее время в городах Китая проживает 207 миллионов человек. Удельный вес городского населения в общей численности населения страны по-прежнему не велик – 20,6%. Очевидно, что рост городов происходит в основном за счет естественного прироста населения . 17 августа 2001 г.В Китае были обнародованы новые подробности планов крупномасштабной урбанизации страны. По данным Государственной комиссии планирования и развития, в настоящее время жители городов составляют немногим более 30 % общей численности населения Китая. Но уже к 2010 году планируется довести их долю до 40 %.Эксперты, которых цитируют государственные СМИ Китая, считают вероятным, что через 20 лет в городах будет проживать 60 % населения страны. Согласно обнародованным данным, быстрое превращение Китая из преимущественно сельскохозяйственного общества в урбанизированное происходит все стремительнее. Сейчас в КНР уже 660 крупных городов - втрое больше, чем два десятилетия назад. Общее же число поселений городского типа выросло за это время и вовсе в девять раз и превысило теперь 20 тысяч. Если в 1978 году в городах проживало 170 миллионов китайцев, то сейчас их там уже 456 миллионов. И, если верить комиссии, в дальнейшем из деревни в город каждый год будет перебираться не менее 10 миллионов человек.

Итак, в течение последних десятилетий в Китае эффективно контролировался рост численности населения (благодаря чему оно не превысило к 2000 г. 1,3 млрд. чел., что позволило выйти на подушевой показатель ВВП - 800 долл.). Однако при быстром снижении рождаемости возникают другие проблемы народонаселения - такие как его быстрое старение, что в перспективе ведет к нехватке рабочей силы и избыточным расходам на социальные нужды. Все это может замедлить, в конечном счете, поступательное движение Китая к созданию общества "малого благоденствия".

Ограничение роста населения помогает решать одни проблемы, но порождает новые. Потянулась целая череда трудноразрешимых демографических ребусов. Снижение деторождаемости при удлинении средней продолжительности жизни уже привело к тому, что Китай вплотную столкнулся с проблемой старения населения. Три года назад число жителей страны старше 60 лет перевалило за 100-миллионную отметку и продолжает расти в геометрической прогрессии. По прогнозам экспертов, при сохранении нынешней тенденции в 2040 году число китайцев пожилого возраста достигнет четверти миллиарда и в 2-3 раза превысит количество молодых жителей страны (до 20 лет). Не за горами то время, когда каждой паре работающих супругов придется содержать на иждивении одного ребенка и четверых престарелых, что приведет к дополнительным расходам госбюджета на пенсии, социальное страхование и медобслуживание.

Другой демографической проблемой Китая стал контроль над рождаемостью в среде крестьян, разбросанных по городам в поисках заработка. Число таких не поддающихся точному учету мигрантов превышает 80 миллионов. Уследить за каждым не представляется возможным, поэтому вопрос о планировании воспроизводства населения в их среде практически неразрешим. Как свидетельствует статистика, рекордные показатели рождаемости отмечаются в наиболее отсталых и бедныx районах страны, где широко распространены ранние браки. Наконец, как полагают эксперты, политику ограничения рождаемости нельзя рассматривать отдельно от проблемы образования - по официальным данным, число неграмотных в возрасте старше 15 лет достигает в КНР 180 миллионов, что составляет 15,8% всего населения. И это далеко не полный перечень последствий демографических перемен .

В настоящее время возрастная структура населения Китая характеризуется интенсивным ростом количества людей в трудоспособном возрасте. В первые годы существования КНР на молодой возраст приходилось 34% населения, но вследствие жесткой демографической политики, направленной на снижение рождаемости, количество людей в возрасте до 15 лет начало уменьшилось и составляет ныне 33,6% общей численности населения .

Ныне китайскими демографами первоочередное внимание уделяется вопросам теории народонаселения, призванной дать научное обоснование разработке практических мер демографической политики. Еще в начале 1980-х гг. в работе широко известного китайского ученого Лю Чжэна содержалось следующее фундаментальное положение - "наиболее насущной проблемой для Китая в целом является устранение диспропорций в народном хозяйстве и установление рациональной взаимосвязи между воспроизводством населения и производством материальных благ. Это необходимо для скорейшего развития общественных производительных сил и существенного повышения жизненного уровня населения" .

По мнению китайских ученых, решение обостряющихся проблем народонаселения возможно на основе поэтапного осуществления соответствующих мер, причем на каждом этапе должны меняться приоритетные цели политики. Ныне упор делается на мерах контроля над рождаемостью и снижения детской и младенческой смертности при гибком подходе к вопросам занятости и повышения статуса женщин в обществе, в перспективе намечено решение проблем старения населения, развития системы социального обеспечения.

Для демографических исследований в КНР характерно рассмотрение проблем народонаселения в контексте экономической ситуации в тесной увязке с природными, экологическими характеристиками. На первый план выдвигается экономическое значение планирования рождаемости. Направляющая идеология стратегии: контроль за численностью населения, повышение качества населения, совершенствование структуры населения, создание условий для социалистической модернизации при обеспечении условий стабильности в росте населения и развития социально-экономической сферы. В понятие "качество населения" входит его здоровье, уровень образования и социальной зрелости. В понятие "совершенствование структуры населения" включается регулирование возрастной структуры (особого внимания заслуживают ускоряющиеся процессы старения населения, прежде всего, старения трудовых ресурсов), структуры населения по полу (в ряде районов доля мальчиков намного больше, чем девочек) и соотношение числа городских и сельских жителей.

Основные моменты демографической политики: изменение традиционного мировоззрения в вопросах рождаемости; контроль за численностью населения в деревне; контроль за численностью населения в районах с высоким уровнем рождаемости; контроль за мигрантами; повышение уровня базового образования и укрепление профобразования и технической подготовки.

Выделены основные этапы стратегии и определены демографические параметры каждого этапа, способствующие достижению стратегической цели в области развития народонаселения, сводящейся к тому, что численность населения не должна превышать 1,6 млрд. чел. к 2050 г.

Согласно последним выкладкам китайских ученых (Институт народонаселения Пекинского университета) и ученых Международного института прикладного системного анализа (Австрия), хотя в последующие десятилетия с учетом молодой возрастной структуры численность населения Китая будет расти, уже к середине нынешнего столетия она уменьшится примерно до 1,28 млрд. (с вероятностью 60%) или до 1,35 млрд. (с вероятностью 80%). По их расчетам, максимальная численность населения КНР (в количестве 1,38 млрд. чел.) будет достигнута ориентировочно к 2025 г., а затем начнет постепенно снижаться. Если данный прогноз сбудется, Китай будет примером самого масштабного демографического перехода в мировой истории .

Необходимо сказать о реформе в сельском хозяйстве КНР, с чем связаны в основном развитие населения и рост экономики.

Китайская система народных коммун была заменена «системой ответственности на договорной основе с вознаграждением». По всей стране она утвердилась в 1983 г. Земля в рамках коллективных хозяйств сдавалась крестьянам в коллективный и семейный подряд. Она состояла из двух частей: одна (типа приусадебного участка) была предназначена для того, чтобы прокормить семью, другая - чтобы давать коммерческое зерно городу (с компенсацией). Обеспечив сдачу определенного количества зерна коллективному хозяйству и городу, крестьянин получал право распоряжаться остальными продуктами по своему усмотрению. При этом техника и основные услуги для производства оставались в руках коллективных хозяйств.

Реформа высвободила дополнительную рабочую силу, что обусловило рост производительности труда, диверсификацию сельскохозяйственной экономики, появление дополнительных производств (в деревнях и малых городах).

Еще один аспект реформ в сельском хозяйстве - поощрение правительством начиная с 1984 г. миграции сельского населения в малые города. Эта политика достигла успеха, количество малых городов возросло до 10000, и около 200 млн. сельских тружеников уехало искать работу в малых городах. Сельское население при ослаблении мер ре-гулирования миграции отправилось и в крупные города, создавая явление, названное «текучим населением». Эффект выезда из сельских регионов еще не изучен тщательно, но хорошо известно его воздей-ствие на городскую занятость, жилищные и другие вопросы. Специалисты по планированию семьи считают текучее население «слабым звеном» в политике народонаселения и дают рекомендации, как более эффективно контролировать этот процесс.

Важный аспект стратегии развития в Китае - сельские предприятия. В ходе проведения политики «оставлять землю, но не деревню» многие сельские предприятия были основаны в разных частях Китая. В последние годы большая часть динамизма китайского экономического роста коренились в сельских предприятиях. Однако в последнее время эффективность работы сельских предприятий снизилась.

Наиболее слабое место сельского хозяйства Китая - ограниченное количество используемой земли. Средний размер хозяйства на душу населения только 1,5 му (1 му = 0,06 га).

Таким образом, формально демографическая политика Китая, безусловно, успешна: замедление роста населения делает достижение экологически обусловленного предела в 1,8 млрд человек (при всей понятной условности этого показателя) невозможным, даже если население Китая составляет не официальные 1,3 млрд, а называемые иногда 1,5 млрд чел.

Естественно порождаемое жесткими запретами социальное напряжение сдерживается как формальными, так и неформальными послаблениями, - от выдачи разрешений на рождение второго ребенка наиболее социально успешным семьям до относительной слабости контроля рождаемости в сельской местности и отсутствием прямых ограничений рождаемости в отношении национальных меньшинств.

Но главная, стратегическая цель демографических ограничений - стабилизация экологической нагрузки на приемлемом уровне - не решена, ибо стремление расширяющегося и стремящегося к западным стандартам потребления "среднего класса" повышает нагрузки на экосистему (не говоря уже о мировых рынках энергоносителей и продовольствия).

В стратегической перспективе Китаю по-прежнему не хватит воды, почвы и энергии. Уже видно, что и поражающая воображение технологическая революция, и глобальная экспансия (то есть сброс населения вовне) лишь отдаляют кризис, выигрывая время для реализации по-прежнему непонятных решений.

С другой стороны, успешное сокращение рождаемости, естественно, имеет негативные последствия. Переход от крестьянского к индустриальному типу семьи, рост демографической нагрузки на детей по мере старения родителей делает неизбежным качественно новые, значительные, долговременные и растущие социальные расходы.

Эти расходы могут подорвать конкурентоспособность Китая, который в условиях глобального кризиса держит на своих плечах весь мир, и стать самостоятельным фактором сваливания человечества в глобальную депрессию. (Правда, скорее ее вызовут более "быстрые" процессы вроде укрепления юаня или сжатия спроса ЕС и США).

Также старение населения снижает энергетику и предприимчивость общества, повышает инерционность, замедляет демократизацию.

Вхождение в жизнь поколения "маленьких императоров" принесет автоматизацию общества, снижение социальной и национальной солидарности.

Рост числа мужчин, статистически не имеющих возможности найти пару, повышает агрессивность общества. Не факт, что его удастся канализировать в мирные формы внешней экспансии (прежде всего миграцию).

Дефицит женщин повышает их влияние вплоть до матриархата (сколь угодно неформального) и конкурентоспособность китайского общества, так как женский, внелогический тип мышления будет залогом конкурентоспособности при равном доступе к формальной логике, олицетворяемом компьютерами .

Китайская Народная Республика — самая многонаселенная страна в Азии и на земном шаре. После образования КНР в стране стал налаживаться повсеместный учет населения, и в 1953 году была проведена первая общегосударственная перепись, результаты которой показали численность населения — 582,6 млн. человек (без Тайваня). Вторая перепись населения КНР состоялась в 1964 году, численность населения на эту дату составило 698,6 млн. человек. Летом 1982 года проводилась третья общенациональная перепись населения; численность составила 1008,2 миллионов человек, т.е. впервые превысила 1 миллиард человек. Данные переписи 1990 года показали, что население 29 провинций и автономных районов Китая составило 1,160 млрд, человек. Население КНР за 1949-1990 год выросло на 618 миллионов, с 542 до 1160 млн. человек, средний абсолютный прирост составлял около 15 млн. человек. Такой «демографический взрыв» обусловлен рядом факторов.

В силу вековых традиций китайские семьи обычно были многодетными и считались счастливыми, если в семье рождались сыновья, ибо, женившись, они приводили в дом своих жен — дополнительные рабочие руки. Сыновья — что было весьма важно — обеспечивали родителям спокойную старость. «Имеешь дом — не бойся стужи, имеешь сына — не бойся нужды», — говорили в старину. Дочь же, уходившая к мужу, не могла оставаться опорой родителям.

Росту численности населения в КНР, безусловно, способствовали ликвидация голода, определенное повышение материального благосостояния, улучшение системы здравоохранения, ликвидация различного рода инфекционных заболеваний уже в первые годы народной власти, что привело к сокращению детской смертности, увеличению продолжительности жизни.

Немаловажную роль в быстром росте населения сыграла демографическая политика, проводившаяся государством в течение первых десяти лет. Утверждалось, что каждый человек, достигший трудоспособного возраста, — это прежде всего рабочие руки, и поэтому в ходу был лозунг: «Чем больше рабочих рук, тем больше объем производства, тем больше накопления». При этом, однако, не учитывались относительная ограниченность плодородных земель, источников энергии в стране, ее общая экономическая отсталость. В первых государственных планах обращали внимание лишь на производственные показатели в целом, но почти не принимали в расчет темпы роста населения. Считалось, что большое население представляет собой огромный потенциал трудовых ресурсов, который создает благоприятные предпосылки для ускорения социально-экономического развития в условиях развернувшегося строительства основ социалистического общества.

Лишь в середине 60-х годов была осознана ошибочность официальной политики в области народонаселения, стали приниматься меры, направленные на снижение уровня рождаемости. Однако проведение мероприятий, ставивших своей целью контроль над рождаемостью, не было систематическим, повсеместным и глубоко продуманным. Годы же «культурной революции» практически свели к нулю и те небольшие успехи, которые были достигнуты в ходе осуществления этих мероприятий. Была дезорганизована деятельность государственных учреждений и общественных организаций, занимающихся «планированием семьи».

В 70-е годы китайское руководство оказалось вынужденным пойти на принятие строгих экономических и социальных мер, регламентирующих рождаемость.

Всем органам власти на местах было указано проводить в жизнь лозунг: «Одна семья — один ребенок». Плановый рост населения объявили одной из важнейших задач, стоящих перед государством. При ее решении предусматривается взять под строгий контроль быстрый и чрезмерный его прирост с тем, чтобы к 2000 году его численность не превышала 1200 миллионов человек. По мнению китайских демографов, если этого не добиться, то достигнутые в экономической области результаты будут сводиться на нет.

С целью обуздания чрезмерной рождаемостью разработана система мер наказания «нарушителей» принципа «одна семья — один ребенок». На них накладывают штрафы, производят вычеты из зарплаты. Они в последнюю очередь получают жилье, их детей (второго, третьего ребенка) не берут в детские сады, иногда не к обучению в школе, не будут принимать в высшие учебные заведения. Родители, нарушившие указанный принцип, рискуют даже потерять работу.

Напротив, для супружеских пар, соблюдающих установку «одна семья — один ребенок», предусмотрены различные льготы. Они получают надбавку к заработной плате до достижения ребенком 14 лет, пятипроцентную надбавку к пенсии. У них право на первоочередное получение жилья, устройство ребенка в детский сад. Политика сокращения рождаемости поощряет аборты, а также стерилизацию как женщин, так и мужчин.

Девиз «одна семья — один ребенок» воплощает собой политику не только жесткую, но подчас и жестокую. Ее осуществлением занимается министерство по делам планирования семьи, которое в Китае называют одним из силовых министерств. Оно располагает штатом в несколько сот тысяч человек и имеет представителей во всех административных единицах, вплоть до волостей. Министерство содержит свой научно-исследовательский центр и сорок предприятий по производству противозачаточных средств. Их бесплатно получают более 200 млн. супружеских пар. Оно также имеет клиники и медпункты, где можно бесплатно сделать аборт (которым нынче в Китае кончается каждая четвертая беременность). Ежегодно соглашаются на стерилизацию более 20 млн. мужчин, уже имеющих одного или двух детей (это составляет почти половину подобных операций в мире).

В то же время среди населения остается различное отношение к государственной политике планирования семьи. Большая его часть правильно понимает демографические установки правительства. Однако исследование современной демографической ситуации в КНР и репродуктивного поведения китайского населения показывает, что в настоящих условиях население еще не готово к восприятию и реализации установок на однодетную семью. Осуществление этой политики сталкивается с большими трудностями, особенно в сельской местности, где население ориентируется не менее, чем на двухдетную семью. Такой ориентации способствуют и традиционные убеждения в необходимости отдавать предпочтение сыновьям, боязнь не иметь поддержки в старости. Следствие этого — участившиеся в последнее время явления инфантицида (убийство новорожденных девочек). По материалам выборочного обследования крестьянских семей в провинции Хубэй иметь одного ребенка желают лишь 5% семей, 2-х детей — 51%, 3-х и более — 44%. Кроме того, можно нередко слышать, что иметь одного ребенка в семье ненормально с психологической точки зрения, поскольку родители всегда обеспокоены возможностью того, что с их ребенком может произойти какой-нибудь несчастный случай.

В целом в стране превышаются установленные государством нормы рождаемости. В ряде семей имеется двое, а то и трое детей. Люди предпочитают отделываться штрафом за рождение ребенка «сверх нормы». В народе говорят, что они «покупают» себе детей. Когда таких супругов спрашивают, почему они не желают соблюдать установленный «лимит», они обычно отвечают: «Если рождаются девочки, мы готовы потратить несколько тысяч юаней, чтобы иметь мальчика. Деньги можно легко заработать, а сына получить нелегко».

Проблемы народонаселения накладывают отпечаток на разнообразные стороны жизни китайского общества — экологическую и продовольственную ситуации, особенности занятости и роста производительных сил в целом, характер производственных отношений.

Проблемы, связанные с ростом количества населения

Обострение проблемы занятости

С 50-х годов в Китае наблюдались два всплеска рождаемости. Первый происходил с 1954 г. по 1957 г. Тогда количество новорожденных ежегодно превышало 20 млн. Второй — с 1962 г. по 1975 г. Данные третьей переписи населения Китая показывают, что ив 1981 г. после 10 лет применения планового деторождения количество новорожденных за год составляло 20,7 млн. человек. При очень низкой смертности населения в возрасте от 0 до 14 лет — с конца 70-х годов до 1996 г. — в Китае ежегодно более 20 млн. человек входило в трудоспособный возраст.

В итоге здесь уже в 1990 г. численность трудовых ресурсов составила 754,5 млн. человек, 65,6% от всего населения; среди них социально занятые — около 614 млн. человек. В 1996 г. количество лиц трудоспособного возраста возросло до 850 млн. чел и к концу прошлого века превысило 900 млн. человек. По абсолютной численности экономически активного населения КНР находиться на первом месте. Населению трудоспособного возраста в Китае присущи следующие особенности: масштабность; быстрый рост; значительная доля в общей численности населения; длительный период продолжающегося увеличения.

Большое количество трудоспособных имеет положительную сторону только при соответствии численности трудящихся уровню социально-экономического развития страны и при условии, что общество имеет достаточно средств, ресурсов и оборудования для обеспечения трудоустройства. В Китае же, где этих условий еще нет, оно является обузой, «бомбой» для общества. Здесь на рынке труда предложение постоянно превышает спрос. Очевидно, перед Китаем еще довольно длительный период будет стоять проблема трудоустройства. Ее «давление» будет обострять противоречие между «равенством» и «эффективностью», мешать реформам в общественной экономике.

Вопрос социального равенства является очень важным и чувствительным. Малейшая неосмотрительность при решении этого вопроса может вызвать беспорядки в обществе. С другой стороны, если Китай хочет построить систему рыночной экономики, нужно использовать механизм конкуренции и экономической эффективности. Необходимо создание единого рынка рабочей силы, чтобы осуществить достаточное освоение, правильное и эффективное распределение трудовых ресурсов. Но в условиях, когда рыночная экономика только развивается, не происходит пока оздоровления систем рынка рабочей силы и социального обеспечения. Поэтому на пути осуществления вышеназванных целей еще существуют большие преграды.

Давление со стороны проблемы трудоустройства в основном вызвано избытком рабочей силы в деревне. Решение вопроса, связанного с излишней рабочей силой в сельской местности, уже стало важнейшим фактором, определяющим успех реформ в деревне. Это привело к выбору: либо пустить крестьян в города, что вновь приведет к проблемам, либо ограничить сюда их переселение и, в конечном счете, ограничить развитие деревни.

Проблемы образования населения

Немало проблем, существующих в Китае, в значительной мере вызвано низким уровнем образования.

В первые годы народной власти достигнуты большие успехи в области образования. Была близка к полной ликвидации неграмотность. Большое развитие получила общеобразовательная и высшая школа. Однако политика «большого скачка», «культурная революция» отрицательно сказались на образовании. Хотя в последнее время многое исправлено, положение остается тяжелым. По данным статистики, 23,5% жителей страны неграмотны и полуграмотны. К 1982 г., через 32 года после создания КНР, количество населения увеличилось на 566 млн., и только 325,2 млн. человек получили образование: 157,1 млн. — на уровне начальной школы, 52,5 млн. — второй ступени средней школы, 5,8 млн. — на уровне техникума, 3,18 млн. — высшее. По данным четвертой переписи населения Китая, на 1 июля 1990 года население в возрасте старше 12 лет в среднем имело образование на уровне 5,5 лет обучения. Неграмотных и полуграмотных в возрасте 15 лет и старше было 182 млн. человек, из которых подавляющее большинство проживало в сельской местности. Число неграмотных женщин составляет 70% общего числа неграмотных. 350 млн. человек имели начальное образование, что составляло 47% от общей численности населения страны. 170 млн. получили среднее образование. Доля лиц, имеющих высшее образование, составила только 0,6%, студентов вузов — 0,12% от всего населения. Это значит, что процент лиц, поступающих из начальной школы в среднюю невысок, а из средней школы в вуз еще ниже.

Нынешнее отставание в образовании, несомненно, будет влиять на дальнейшее развитие экономики и общества в целом. По данным зарубежных исследований, половина национального дохода США является результатом повышения образования рабочей силы. Согласно исследованиям, проведенным в Японии, степень образования работников влияет на техническое преобразование: если уровень образования рабочих поднимается на один класс, то уровень техники — на 6%. Обычно, чем ниже уровень образования, тем меньше национальный доход страны.

Таким образом, низкий образовательный уровень населения является важным фактором, отрицательно влияющим на социально-экономическое развитие Китая. Быстрый рост численности населения помешал накоплению материальных средств и вложению капитала в образование. В 1965 г. в Китае расходы на одного учащегося начальной школы составляли 19,96 юаней в год, на одного учащегося средней школы — 88,89 юаней. К 1978 г. из-за увеличения численности населения ежегодные расходы уменьшились соответственно до 12,61 и 37,57 юаней.

Обострение продовольственной проблемы

В связи с обострением демографической проблемы ухудшается обеспечение населения продовольствием и товарами широкого потребления. После создания КНР уже за короткий период времени она вошла в число стран-лидеров по производству основных сельскохозяйственных продуктов. На сегодняшний день по количеству производимого зерна, мяса, рапса Китай уже занимает первое место в мире. Объем производства зерна в Китае с 113,2 млн. тонн в 1949 г. возрос до 394 млн. тонн в 1988 г., т.е. в 2,5 раза. Производство зерна с одного гектара за этот период также увеличилось в 2,5 раза. Это огромные темпы развития. Объем же производства основных сельскохозяйственных продуктов на одного человека увеличился незначительно. Это зависит от численности жителей страны.

Из-за невысокого объема производства на душу населения основная часть зерна идет на питание людей. И это создает сложности для скотоводства. Объем производства свинины, говядины и баранины на 22,4% меньше среднемирового уровня. Производство куриных яиц на 17,2% ниже, чем среднемировой уровень. Объем производства продуктов водного промысла на 60,5% ниже среднемирового уровня. В дальнейшем будет трудно сохранить даже такой низкий уровень, потому что количество населения страны стабильно увеличивается примерно на 15 млн. человек в год, а вместе с этим увеличивается и потребность в зерне. При небольшой площади непаханых земель, которые еще возможно обрабатывать, решение вопроса о зерне начинает все больше зависеть от увеличения объемов производства с единицы площади. Но потенциально возможное увеличение объемов производства с единицы площади не беспредельно.

Сегодня на Китай приходится более 20% всего населения земного шара. Однако на его территории всего около 7% мировых пахотных земель. Положение усугубляется еще и тем, что в последние годы общий объем производства зерна в стране не растет и в течение ряда последних лет не превышает 500 млн. тонн, а население продолжает увеличиваться с каждым годом. На «едока» приходиться 370 килограммов зерна в год. Между тем еще несколько лет назад этот показатель равнялся 400 килограммам. Более того, обрабатываемые площади ежегодно сокращаются на 300-400 тысяч гектаров.

Полвека назад, когда была провозглашена КНР, в стране насчитывалось 600 млн. жителей. Ныне их стало вдвое больше. А посевные площади сократились со 130 до 110 млн. гектаров. Их теперь приходится менее, чем по десять соток на человека. Причины этого заключаются в следующем.

Во-первых, все больше земель отводиться под строительство. Рост населения обязательно ведет к увеличению количества домов. Тем более, что дом — это важнейшее имущество и капиталовложение крестьян Китая. По данным 1985 г., общая площадь крестьянских домов по всей стране занимала 0,97 млн. га, что уменьшило пахотные земли на 5,6%. В южных провинциях страны с 1978 по 1980 года свыше 2/5 земли было выведено из пахотной площади и пошло под строительство. В провинции Гуандун, например, за 10 лет площадь пахотной земли уменьшилась на 266800 га, и сейчас на одного человека здесь приходится 0,04 га. Согласно предварительным расчетам, ежегодная площадь, занятая под строительство, в следующее десятилетие составит около 6670 га. Кроме строительства, в стране значительные площади отводятся под кладбища, которые занимают свыше 66700 га.

Во-вторых, наблюдается перевод пахотной земли под луга и леса, что также является одним из важных факторов, влияющих на уменьшение ее площади. В 1985 г. по всей стране 933800 га пахотной земли были отведены под леса и луга; в 1987 г. — 366183 га; в 1989 г. — 233249,9 га. В-третьих, позабывшие о голоде крестьяне сокращают посевы зерновых ради более доходных культур. Богатые приморские провинции, являвшиеся житницей страны, стали ввозить зерно из внутренних районов. Наконец, в-четвертых, от трети до половины посевных площадей в Китае периодически страдают от засух, наводнений и других стихийных бедствий.

Из-за того, что в Китае почти не осталось непахотных земель для освоения, уменьшение площади пахотной земли будет чистой потерей, которая не будет восстановлена никогда.

Проблема «старения» населения

Политика контроля над ростом населения, в частности политика «планирования семьи», вызвала еще одно явление в демографии КНР: происходят изменения в возрастной структуре. Увеличивается доля взрослого и трудоспособного населения. Резкое «постарение» населения ожидается в предстоящие 40 лет. В конце 1996 года в Китае было около 130 млн. человек в возрасте 60 лет и старше — примерно 10% от общей численности населения. Согласно оценке ООН, если количество людей в возрасте 60 лет и старше составляет свыше 10% от общей численности населения, то данная страна является «страной с пожилым населением». Таким образом, Китай входит в число подобных стран. В течение следующих 40 лет количество пожилых китайцев будет увеличиваться ежегодно более чем на 3%,. К 2025году оно составит свыше 300 млн. человек, или более 20% от общей численности населения. В 2035 году доля пожилых людей поднимется до 27%, т.е. каждый четвертый человек в стране будет пожилым.

Вместе с увеличением доли пожилых людей в общей численности населения увеличивается и коэффициент их иждивенческой нагрузки, что означает и увеличение экономической нагрузки. В 1988 году количество пенсионеров составляло 18 млн. Человек (14% от численности работающих), а расходы на пенсии — 18 млрд, юаней. В 2000 году пенсионеров стало 40 млн., или 17% от численности работающих. Таким образом, расходы на них возросли до 50 млрд, юаней. В промышленно развитых городах старение население уже сегодня является серьезной проблемой. Например, в Шанхае в конце 1986 года количество пенсионеров превышало 1,38 млн., что составляло около 28,3% от работающих горожан. Сумма пенсий составляла 20% от общего фонда заработной платы.

Государство много делает, чтобы обеспечить спокойную и безбедную старость граждан КНР. Почти во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения создана сеть домов престарелых. Китайские власти, особенно на местах, стремятся, заботясь о пенсионерах, не изолировать их от общества. Прежде всего они вовлекают их в различные формы общественно­полезной деятельности. Для них создан ряд предприятий «с облегченным способом производства», также они принимают участие в поддержании общественного порядка, воспитании подрастающего поколения, помогают советом и консультациями на местах своей прежней работы.

Старение населения повлияет на распределение и перераспределение национального дохода, на экономическую систему и ее развитие в целом. В 1984 году китайские пенсионеры в среднем получали пенсию в сумме 769 юаней ежемесячно. Эти расходы в 5 раз больше, чем расходы на детей в городах Китая. Также изменяются пропорции между расходованием и накоплением капитала.

В Китае в основном традиционная структура семьи. На сегодняшний день только 4% лиц в возрасте 60 лет и старше живут отдельно. Но со старением населения семейная структура измениться: увеличится количество отдельных семей пожилых людей и семей типа 4:2:1, где 4 — люди пожилых возрастов, 2 — трудоспособное население, 1 — несовершеннолетние. Так политика «одна семья — один ребенок; породила своего рода демографический капкан. Создалась ситуация, когда максимальное социальное бремя должно лечь на поколение, минимально для этого подготовленное. На «маленьких императоров», как окрестили китайцы эгоистичное племя своих единственных сыновей и единственных дочерей, которые выросли без братьев и сестер, не привыкли ни с кем делиться и еще меньше — чем-либо жертвовать.

Обострение кризиса, связанного с миграцией и урбанизацией

В последнее время в демографической области возникла еще одна сложная проблема, которая вызывает серьезное беспокойство. Это огромная масса мигрирующего населения. Как считают в Китае, ее возникновение связано с осуществлением в деревне аграрной реформы. Переход на систему семейной подрядной ответственности высвободил значительное количество крестьян. Большинство бывших земледельцев устроилось на местные волостные не поселковые предприятия, сеть которых быстро развивается в сельских районах, часть же двинулась в города в поисках работы на стройплощадках, промышленных предприятиях, в сфере обслуживания. Наплыв мигрантов оборачивается большими хлопотами для городских властей: усугубляется и без того напряженное положение на общественном транспорте, в здравоохранении.

Мобильное и поэтому трудно поддающееся контролю мигрирующее население затрудняет реализацию демографической установки «одна семья — семья, один ребенок». Обследование, проведенное в ряде городов, показало, что 70% женщин из числа приезжих «не следует государственной политике «планирования семьи», имея по двое и более детей. Местные власти принимают меры, чтобы контролировать положение. В ряде провинций муниципалитеты требуют, чтобы перебирающиеся в города местные крестьяне предъявляли специальные «сертификаты планирования семьи», удостоверяющие их семейное положение и наличие детей. Без таких документов их не принимают на работу.

Миграция значительно осложняет ускорившийся в последнее время процесс урбанизации в КНР. Проведение хозяйственной реформы привело резкому увеличению числа мигрантов, изменению характера процессов урбанизации в стране. Если за 27 лет, с 1949 по 1976 год, численность городского населения возросла на 106 млн. чел, то за десятилетие реформы (1976-1986 гг.) она увеличилась на 278 млн., с 163 до 441 млн. человек. В последнее время заметно растет число городов-миллионеров и других крупных городов, в которых проживает подавляющее большинство жителей, что характерно для процесса урбанизации в Китае. Почти 79% горожан проживает в городах с населением более 500 тыс. человек, 48% — с населением свыше 1 млн. человек. Доля малых и средних городов с числом жителей 50-100 тыс. человек невелика.

Крупные города все больше сталкиваются с проблемой чрезмерной скученности, нехватки источников энергии и сырья, транспорта, недостатками системы образования, вопросами занятости обеспечения жильем, обострения экологической ситуации. Именно поэтому одним из основных направлений политики в области урбанизации было жесткое ограничение чрезмерного роста крупных городов.

Плотность населения в крупнейших городах КНР достигает 2,1 тыс. человек на 1 кв. км в Пекине, 19,9 тыс. — в Шанхае. Население неравномерно концентрируется и в границах городской территории. При общей площади Пекина 16 тыс. кв. км на 2% его территории сосредоточено 45% жителей.

Такая скученность населения обостряет обеспеченность горожан жильем и коммунальными услугами. В 1989 году на одного городского жителя приходилось 6,6 кв. м жилья, на одного сельского жителя — 17,2 кв. м. В крупных городах обеспеченность жильем гораздо хуже, чем в малых. Качество жилых помещений в городах не отвечает современным требованиям. Зимой дома отапливаются очень плохо (в Пекине имеет центральное отопление 10% жилого фонда). Для обогрева квартир используются печи и небольшие котельные, что усиливает загрязнение воздушного бассейна городов.

Вода в городах плохого качества, ее недостаточно; более 150 городов страны остро страдают от постоянной нехватки воды, ее не хватает как городскому населению, так и промышленным предприятиям. Размеры потребления воды в Пекине в 1949 году составляли 6,5 млн. т, а в 1978 году — 18,9 млн. т.

Рост числа городских жителей на передний план выдвигает и проблему городского транспорта, который в течение многих лет почти не обновлялся; используются в основном старые, изношенные машины. Нагрузки на транспорт огромны — в Пекине перевозится в среднем 10 млн. пассажиров в день. Многие городские жители из-за ужасной скученности и давки в общественном транспорте предпочитают пользоваться велосипедом. В Пекине с 1969 года работает метро.

Слабо контролируемые темпы урбанизации способствуют росту преступности. Удельный вес уголовных правонарушений, совершаемых приезжими в крупных и средних городах КНР, составляет уже около 40%, что вызывает у властей закономерную тревогу. Центральные власти приняли ряд законодательных актов, предусматривающих жесткие ограничения «дальнейшего разбухания городов- гигантов», создание вокруг них населенных пунктов с надлежащей инфраструктурой.

Обострение экологической проблемы

Непрерывный рост населения оказывает огромное давление на окружающую среду. Уже заметны признаки, которые показывают, что сегодняшнее количество жителей КНР приближается к пределу. А в некоторых районах страны даже превышает предел «выносливости» экологической системы. Вместе с увеличением численности людей возрастают и их суммарные потребности. Чтобы уменьшить несоответствие между потребностями человека и их обеспечением окружающей средой требуется новое усиленное освоение природы. Результат предсказуем — широкомасштабное разрушение экологии и серьезное загрязнение окружающей среды.

Среди экологических бедствий эрозия почв является самым серьезным. На сегодняшний день площадь земель Китая, подверженных эрозией почв, составляет 1,6 млн. кв. км или 1/6 общей площади страны. Площадь земель, ежегодно превращающихся в пустыни, составляет около 2100 кв. км. Сокращение лесов, лугов, чрезмерная добыча полезных ископаемых вызвали разрушение экологической системы и стихийные бедствия, которые ежегодно наносят прямой экономический ущерб в размере 40-60 млрд, юаней. Это заметно влияет на экономическое развитие и социальную стабильность в стране.

Загрязненность окружающей среды усиливается с каждым днем. Ее подразделяют на жизненное и производственное загрязнение, а производственное еще разделяется на индустриальное и сельскохозяйственное. Возьмем, к примеру, индустриальное загрязнение. После создания КНР ежегодно рождалось 15-20 млн. человек, увеличивалась численность рабочей силы. Существующие тогда около 400 тыс. предприятий не могли обеспечить работой массы новых граждан, и поэтому в городах и деревнях появилось множество новых предприятий. Их общее количество достигло 1,5 млн. Эти предприятия, имеющие обычно отсталые технологии и оборудование, не в состоянии принять какие-либо меры по охране окружающей среды. В стране 85% промышленной сточной воды и 80% промышленных отходов, а также большинство отработанного газа прямо, без отчистки выпускается в окружающую среду, что создает очень серьезную ситуацию. В 1981 г. отработанные газы содержали 42 млн. тонн разных ядовитых и вредных веществ, сточные воды — 30,3 млрд, тонн подобных веществ. Ежегодное количество различных промышленных отходов составляет около 430 млн. тонн. В целом за все годы после создания КНР количество промышленных отходов составило более 5 млрд, тонн, которые занимают 400 км 2 . Сегодняшняя ситуация в Китае по загрязнению окружающей среды крупными и средними предприятиями еще не получила должной оценки, а загрязнение малыми предприятиями продолжает увеличиваться.

Заключение

По мнению китайский специалистов, быстрый бесконтрольный рост населения сводит и будет сводить практически на нет достижения в экономической области. Страна, по их мнению, должна «взяться за два вида производства» — экономику (в направлении ее неуклонного развития) и демографию (в направлении резкого сокращения темпов роста населения).

Чтобы решить существующие проблемы, китайским властям волей-неволей приходиться идти на жесткий демографический контроль. Это прежде всего совершенствование политики строго планирования рождаемости, поиск действенных путей реализации государственной установки «одна семья — один ребенок».

Вместе с тем государство намерено и впредь принимать строгие меры к нарушителям этой установки. Ряд экспертов предлагают даже увеличить размеры штрафов за «внеплановых» детей. Сторонники более разумного подхода призывают вести широкую, продуманную, комплексную, разъяснительную работу, пропагандировать важность и неотложность плановой рождаемости, воспитывать крестьян, объясняя им политику государства, что бы они, разделяя его озабоченность, ограничивали рост семьи.

Важным фактором, который может либо способствовать успеху в ограничении рождаемости, либо во многом обречь на провал все усилия в этой области, является, по мнению специалистов, улучшение положения женщин, в первую очередь повышение их общеобразовательного уровня.

Важные направления работы — ужесточение контроля над мигрирующим населением, которое представляет собой одну из главных групп «демографического риска», искоренение практики ранних браков и ранних деторождений, особенно распространенной в сельских районах.

Китайские специалисты отмечают необходимость комплексного подхода при решении сложнейшей демографической проблемы, взвешенного анализа и учета экономических, культурных, экологических и других факторов, сказывающихся на уровне рождаемости, настроениях людей. Успех программы в области народонаселения может быть обеспечен только в том случае, если она затрагивает все сферы жизни общества — образование, здравоохранение, обеспеченность жильем, занятость, положение женщин, а также если ее осуществлением занимается не только центральное правительство, но и местные власти, общественные организации, отдельные лица на всех уровнях. Основой для действенного решения проблем народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования.

Китай - страна с быстро увеличивающейся численностью населения. Изучение и анализ демографической политики в Китайской Народной Республике и её социальных последствий на современном этапе весьма актуально. Демографические проблемы КНР как объект применения политики проявляются в том, что значительное увеличение числа населения КНР превратилось в один из самых сложных вызовов, стоящих на повестке дня китайского общества и правительства. Демография КНР влияет на общественную жизнь и экономику страны. Именно поэтому весьма важно, на мой взгляд, рассмотреть особенности современной практики ограничения рождаемости в «Поднебесной» , что и будет проделано в этой заметке.

Значительный рост численности населения стал причиной многих социально-экономических проблем в КНР, как, например, безработица, замедленный рост экономики по сравнению с притоком на рынок труда новых рабочих и специалистов. Рост численности китайского населения обусловил недостаток вложения средств в человеческий ресурс, из-за чего Китай не располагает таким значительным количеством квалифицированных рабочих, которыми обладают Южная Корея или Япония. И данный фактор также обуславливает замедление экономического роста, национальной промышленности и производства.

Значительная численность населения привела к уменьшению обрабатываемых земель в Китае и к другим экологическим проблемам. В будущем КНР может столкнуться с нехваткой не только природных ресурсов, но и территории для поддержания столь огромной численности населения. Это может привести к конфликтам с сопредельными государствами за ресурсы и территорию. Однако шутка о «китайско-финской границе» , бывшая популярной в 1970-е гг., себя не оправдала. Экспансия «Поднебесной» осуществляется посредством торговли и миграции. Поэтому переводчик китайского - весьма востребованной профессия не только в дальневосточных регионах нашей страны, но и в Москве. И многие российские бизнесмены и турфирмы все чаще обращаются за квалифицированным переводом различных договоров и документов.

Все эти факторы и обуславливают необходимость проведения в Китае принудительных мер по ограничению рождаемости. В КНР демографическая политика охватывает подавляющее большинство жителей. Из-за суровых мер по снижению фертильности в современном Китае возник серьезный перекос в пользу рождаемости младенцев мужского пола: на сто двадцать мальчиков рождается сто девочек, так как китайцы предпочитают иметь первенца мужского пола, а не женского. Однако усилия китайских властей приносят свои результаты.

Следует также отметить, что у демографической политики китайского правительства много недостатков ― уже в настоящее время количество пенсионеров неуклонно растет, что в будущем обусловит значительные отчисления в пользу людей пенсионного возраста. Кроме того, политика властей КНР подвергается критике со стороны правозащитников и фундаменталистов.

 


Читайте:



Льготы по налогу на имущество организаций

Льготы по налогу на имущество организаций

Чиновники утвердили новый порядок применения кода налоговой льготы 2010257 по налогу на имущество в 2018 году. Проверьте, кто имеет право на эту...

Торговая стратегия ADX и RSI

Торговая стратегия ADX и RSI

DMI - Directional Movement Indicator (Индикатор направленного движения)Направленное движение - это концепция, которую Дж. Уэллс Уайлдер младший...

Дарение квартир нерезидентом резиденту в россии Дарение квартиры между близкими родственниками нерезиденту

Дарение квартир нерезидентом резиденту в россии Дарение квартиры между близкими родственниками нерезиденту

В частности, это относится к: двоюродные сестры или братья; сестры или братья супруги; племянники; двоюродные дедушки и бабушки; теща и тесть;...

Как забрать вклад из банка в случае отзыва у него лицензии или банкротства - рекомендации для вкладчиков Порядок выплаты по вкладам при ликвидации банка

Как забрать вклад из банка в случае отзыва у него лицензии или банкротства - рекомендации для вкладчиков Порядок выплаты по вкладам при ликвидации банка

Тень мирового финансового кризиса продолжает шагать по стране, оставляя позади себя закрывающиеся организации и неразбериху. Первыми принимают удар...

feed-image RSS