АННОТАЦИЯ
Учебное пособие является электронной версией книги:
Экономика государствненного и муниципального сектора.
Учебное пособие/ Алехин Э. В. Пенза, 2010.
Введение
Тема 1. Теоретические основы общественных финансов.
Тема 2. Экономические функции государства.
Тема 3. Государственный и муниципальный сектор экономики.
Тема 4. Государственная финансовая политика России.
Тема 5. Финансирование и производство в общественном секторе.
Введение
Современная система управления общественными финансами является результатом длительного развития государственных институтов. Минувшее
столетие, и особенно послевоенный период, характеризовались значительным расширением государственного сектора в странах с рыночной
экономикой, который в своем росте опережал динамику частного рыночного
сектора, что обусловливалось усложнением государственных функций,
применением новых методов макро- и микроэкономического регулирования,
направленных на компенсацию «провалов» рыночного механизма.
В настоящее время многие высокоразвитые страны используют новые
формы бюджетного планирования, исполнения бюджета и оценки результатов
управления общественными финансами, имеют современные системы
бюджетного учета и финансовой отчетности, институты внешнего и
внутреннего аудита, управления ликвидностью и государственным
(муниципальным) долгом, широко применяют контрактные отношения и
конкурсный отбор поставщиков общественных товаров и услуг. Внедрению
лучшей практики и современных методов управления общественными
финансами посвящено огромное число руководств, подготовленных
национальными и международными организациями. Они исходят из того, что
при всех отличиях между системами управления общественными финансами
разных стран сохраняется значительное сходство между ними в постановке
основополагающих задач управления и их решении. Это делает возможным
сформулировать общие принципы, стандарты и методы лучшей практики
управления, которые могут быть с успехом внедрены в развивающихся
странах и странах с переходной экономикой.
Данное учебное пособие посвящено общим вопросам теории
общественного сектора и общественных финансов, эволюции, организации и
функционирования государственного сектора, принципам бюджетного
устройства и современным тенденциям децентрализации налогово-бюджетных полномочий, а также основным методологическим источникам,
способствующим распространению лучшей практики управления общественными финансами.
В первой теме представлен краткий обзор теоретических представлений
об общественных финансов как части экономики общественного сектора,
дана характеристика основных теорий, касающихся налогообложения,
оказания общественных услуг, финансовых взаимоотношений между
органами власти разных уровней. В нем рассматриваются следующие
вопросы: В чем заключается специфика общественных благ? Почему
государство выполняет задачу предоставления общественных товаров и
услуг? Какие могут быть способы предоставления общественных товаров и
услуг? Обязательно ли государство должно само производить общественные
блага, или они могут производиться в частном секторе?
Ответы на эти вопросы во многом определяют масштабы
государственного сектора, характер и механизмы управления общественными
финансами. Так, привлечение к производству общественных товаров и услуг
негосударственных предприятий способствует сокращению государственного
сектора, развитию контрактных отношений и существенному изменению
функций органов публичной власти, которым приходится приобретать
несвойственные им навыки корпоративного управления.
Вторая тема начинается с определения государственных функций,
анализа эволюции роли государства в рыночной экономике и особенностей
государственных функций в условиях переходного периода. Поскольку
важнейшим инструментом государственного воздействия на экономику
является государственный бюджет, анализ затем смещается к вопросам,
связанным с формированием и функционированием государственных
бюджетов. Анализируются динамика государственных расходов в
послевоенный период, факторы, оказывающие влияние на рост бюджетных
расходов, структура государственных бюджетов ведущих стран мира в
сопоставлении с Россией.
Это подводит к важному вопросу определения границ государственного
сектора и его подсекторов различных уровней власти. В учебнике
анализируются рекомендации международных статистических систем по
формированию государственного сектора на основе включения
институциональных единиц, отвечающих определенным критериям. Эти
рекомендации широко применяются во многих странах мира, которые
адаптируют общие принципы международной статистики к особенностям
национальной экономики и права. Оценка масштабов государственного
сектора является предпосылкой организации управления общественными
финансами и осуществления государственных функций. На этой основе, в
частности, определяются финансовые возможности государства по
предоставлению общественных товаров и услуг.
Анализ государственных функций, определение масштабов и границ
государственного сектора, особенности общественных товаров и услуг и
способы их предоставления, которые являются предметом исследований
первого раздела, имеют большое значение для понимания механизмов
управления общественными финансами. Государство обеспечивает
нормативное правовое регулирование экономики, предоставляет
общественные блага, осуществляет перераспределение доходов между
индивидами, оказывает стабилизационное воздействие на экономику и
финансовую систему, способствует экономическому росту. Реализация этих
функций осуществляется прежде всего на основе формулирования
государственной политики и управления общественными финансами. Цели
государственной политики определяют выбор необходимых для реализации
функций форм и методов регулирования, налогово-бюджетных инструментов
и технологий. Так, постановка долгосрочных задач, как правило, требует
применения методов многолетнего бюджетного планирования,
бюджетирования, ориентированного на результат, особых методов
управления долгом и т. д.
При этом управление общественными финансами практически в любой
стране осуществляется на основе распределения налогово-бюджетных
полномочий и взаимодействия различных уровней власти. В свою очередь,
характер бюджетного устройства и межбюджетных отношений во многом
определяют эффективность реализации государственных функций. Поиск
оптимального соотношения между централизованным и децентрализованным
управлением — одна из центральных задач в любой национальной системе
управления общественными финансами.
Электронная версия книги
: [Скачать, PDF, 1.12 МБ ].
Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.
ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В СОВРЕМЕННОЙ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Предмет экономики государственного и муниципального сектора
Диалектика развития общества связана с его двойственной природой. С одной стороны — это отношения общества с человеком, с другой стороны — отношения общества с государством.
В экономике общественного сектора объединяется государственное регулирование институтов общества и человека. Система обратных связей государства, общества и человека является одной из сложнейших теоретических и практических проблем повышения эффективности общественного сектора. Не человек существует для государства, а государство — для человека.
Экономика общественного сектора – фундаментальная наука
, что означает, что в основу ее методологии заложены объективные универсальные законы, воспринимаемые с позиций диалектического развития. Экономика общественного сектора изучается на стыке экономической теории, социологии, политологии и психологии.
Теоретической основой курса
является сочетание политической экономии, институционализма, микро- и макроанализа, мировой экономики, экономики государственного сектора зарубежных стран. Это особенно важно, так как в условиях глобализации экономика общественного сектора России и других стран сохраняет свои исторические традиции во взаимоотношениях государства, общества и человека.
Предмет изучения экономики общественного сектора
— роль и функции государства как хозяйствующего субъекта рыночной экономики, взаимодействие с другими хозяйствующими субъектами внутри страны и за рубежом. Подлежит рассмотрению экономическая деятельность государственного сектора в целом, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также в разрезе отраслей и видов экономической деятельности.
Важнейшие задачи курса экономики общественного сектора
:
Обоснование необходимости развития государственного сектора в рыночной экономике;
Теоретическое обоснование необходимости государственного вмешательства в рамках микроэкономики с позиций эффективности и справедливости;
Ознакомление с теорией общественного выбора, выявление проблем и трудностей государственного регулирования экономики;
Ознакомление с инструментами и механизмами государственного вмешательства в экономику.
Основные вопросы
, рассматриваемыми экономикой общественного сектора, являются:
Влияние общественного сектора на уровень и условия жизни населения на основе производства и предоставления услуг на нерыночной основе, социальных выплат и использования других инструментов;
Формирование доходов, расходов и имущества общественного сектора;
Влияние экономической политики и экономической деятельности общественного сектора на других участников экономической деятельности и их экономическое поведение;
Производство товаров и услуг общественным сектором на коммерческой основе.
Рыночная экономика любой страны представляет собой смешанную экономическую систему
, состоящую важнейших секторов – частного и общественного
. Многообразие типов смешанных экономик, возникшее вследствие исторических особенностей формирования государственности, национального менталитета и других факторов, обусловило неоднозначность подходов к трактовке понятия «общественного сектора». Наибольшее распространение получили два подхода.
Общественный сектор является
совокупностью ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и общественных организаций (в том числе органов местного самоуправления). Он представляет собой часть экономического пространства, в котором:
1. рынок не действует или действует только частично, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;
2. производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;
3. экономическое равновесие между спросом и предложением общественного (коллективного) блага обеспечивается государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов, в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики.
В общественном секторе
осуществляется производство экономических благ особого рода — общественных благ. Между рыночным и общественным секторами экономики, между государством и экономическими агентами возникают обмен деятельностью и потоки экономических благ. Общественный сектор играет активную роль в кругообороте доходов, ресурсов, товаров и услуг.
Поскольку в общественном секторе доминирует деятельность государства, часто его называют государственным.
Такое отождествление общественного и государственного секторов в определенной степени допустимо.
Цель функционирования общественного сектора (через механизмы реализации стабилизационной функции, а также функций распределения ресурсов и доходов) — формирование на определенной территории единого социально-экономического пространства.
Общественный сектор включает три подсектора:
государственный,
добровольно-общественный,
смешанный.
С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, а с другой — существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.
Государственный сектор экономики: понимание в узком и широком смысле.
Прежде всего, необходимо сказать, что никакого унифицированного подхода к определению и вычленению госсектора в самостоятельное понятие не существует. Здесь имеются разночтения, которые имеют целевую и национальную специфику. В связи с этим в настоящее время можно говорить о двух трактовках госсектора: в узком
и широком смыслах
. Сначала рассмотрим первый аспект.
При определении сущности госсектора, как правило, исходят из того факта, что он является важнейшей составной частью национальной экономики. При этом отличительная черта государственного сектора экономики заключается в возможности государства осуществлять прямое
и оперативное
управление хозяйствующими субъектами, входящими в его состав. Само управление хозяйствующими субъектами государственного сектора экономики осуществляется государственными органами власти посредством своих представителей, участвующих в формировании стратегии и тактики деятельности предприятий госсектора.
Методологической основой определения государственного сектора является понятие административно-хозяйственного управления
юридическими лицами (хозяйствующими субъектами). Под административно-хозяйственным управлением понимается воздействие со стороны управленца (руководителя юридического лица) на деятельность юридического лица, направленное на максимально быстрое достижение поставленной цели. На основе данного понятия формулируется определение госсектора:
Узкая трактовка « государственного сектора
» — под государственным сектором экономики следует понимать совокупность юридических лиц (хозяйствующих субъектов), административно-хозяйственное управление которыми осуществляется государством через федеральные и региональные органы власти страны.Предполагается, что государственный сектор призван представлять интересы членов общества, поэтому его принято называть общественным сектором.
Широкая трактовка « государственного сектора
» — под государственным сектором понимается совокупность экономических ресурсов, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и экономический бюджет, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные производственные предприятия, государственные земли, запасы полезных ископаемых.
1.2. Экономика общественного сектора и экономика сектора общественного управления.
Современная экономика является смешанной. Экономическая деятельность в ней осуществляется общественным (государственным) сектором, а также частными нефинансовыми предприятиями, финансово-кредитными и другими организациями, часто объединяемыми общим понятием «частный сектор». Смешанной является и экономика самого общественного (государственного) сектора. Составными частями общественного сектора являются сектор государственного управления и предприятия, принадлежащие или контролируемые государством, но относящиеся согласно общепринятому подразделению экономики на экономические сектора к нефинансовым и финансовым корпорациям. Основу общественного сектора составляет сектор общественного (государственного) управления, применительно к которому формируются также государственные финансы.
Рассмотрим его место в системе экономических секторов экономики.
В настоящее время при составлении прогнозов социально-экономического развития, формировании финансов, принципов построения статистики и экономическом анализе границы секторов экономикиопределяются в соответствии ссистемой национальных счет,
которая принята во всем мире. Таким образом, обеспечиваются единые подходы к изучению экономики общественного сектора и экономики других секторов. В системе национальных счетов, принятой Организацией Объединенных Наций в 1993 г., сектор государственного управления выделяется как один из секторов экономики.
Согласно этой системе хозяйствующие субъекты страны (институциональные единицы), владеющие и распоряжающиеся активами и вступающие в экономические отношения с другими хозяйствующими субъектами, в соответствии с осуществляемыми ими функциями и способами финансирования затрат объединяются в пять институциональных секторов экономики:
Сектор нефинансовых корпораций;
Сектор финансовых корпораций;
Сектор государственного управления;
Сектор домашних хозяйств;
Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ).
К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Под институциональной единицей
понимается хозяйствующий субъект (экономическая единица), который владеет и распоряжается активами от своего имени, принимает обязательства, вступает в экономические операции с другими институциональными единицами, составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов.
В качестве хозяйствующих субъектов принимаются как юридические лица (предприятия, органы государственного управления, кредитные организации, страховые компании и др.), так и домашние хозяйства, поскольку они являются центрами принятия экономических решений. Субъекты хозяйствования располагают находящимися в постоянном обороте экономическими ресурсами.
К нефинансовым корпорациям относятся находящиеся на экономической территории страны институциональные единицы (корпорации и квазикорпорации), основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются из выручки от реализации. К этому сектору относятся, в частности, предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли и др.
К сектору финансовых корпораций относятся институциональные единицы, основной функцией которых является финансово-кредитная деятельность, — органы денежно-кредитного регулирования, банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и другие учреждения, осуществляющие финансовое посредничество.
К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства (население), относятся общественные некоммерческие организации, оказывающие нерыночные услуги домашним хозяйствам. Это общественные организации, включающие политические партии, профсоюзы, религиозные организации, различного рода общества, союзы и ассоциации, а также удовлетворяющие потребности в области образования, здравоохранения, культуры и т.д. Они финансируются за счет взносов членов, пожертвований и доходов от собственности.
Сектор домашних хозяйств объединяет физических лиц или группы лиц, живущих вместе и имеющих общий бюджет. Домашние хозяйства распоряжаются своими ресурсами, имеют активы и обязательства, занимаются хозяйственной деятельностью. К ним относятся домашние хозяйства лиц, работающих по найму, домашние хозяйства предпринимателей, домашние хозяйства самозанятых (лиц свободных профессий, владельцев мелких некорпоративных ферм, семейных магазинов, кафе), домашние хозяйства лиц, живущих на трансферты (пенсионеры, студенты). Это сектор, в основном потребляющий товары и услуги и производящий их для собственного потребления и реализации.
Сектор государственного управления. К сектору государственного управления относятся институциональные единицы, наделенные правом на законодательную, исполнительную и судебную власть на территории страны или ее частей.
Основными функциями сектора государственного управления
являются:
Обеспечение политической и регулирующей деятельности;
Предоставление товаров и услуг на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления членами общества;
Также перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий. Это предопределяет его роль в качестве основы общественного сектора, его ведущего элемента. Соответственно, экономика сектора государственного (общественного) управления является центральным звеном экономики государственного (общественного) сектора.
Общественный (государственный) сектор — это более широкое понятие, чем сектор государственного управления. Он объединяет сектор государственного управления и принадлежащие государству или контролируемые им предприятия и организации, производящие, как и предприятия частного сектора, товары и услуги на основе коммерческой деятельности и являющиеся составной частью секторов нефинансовых и финансовых корпораций.
1.3Состав государственного сектора экономики по организационно-правовым формам:
Государственные унитарные предприятия;
Государственные (бюджетные) учреждения;
Акционерные общества, в уставном капитале которых контрольный пакет голосующих акций (более 50%) находится в государственной собственности (федеральной и/или субъектов Российской Федерации);
Дочерние предприятия, основная (материнская) компания которых относится к госсектору;
Предприятия, входящие в холдинг, головная компания которого относится к государственному сектору;
Акционерные общества, в уставном капитале которых контрольный пакет голосующих акций (более 50%) находится в собственности государственных унитарных предприятий;
Предприятия, в уставном капитале которых имеется «золотая акция», находящаяся в руках государства.
Основные направления деятельности общественного сектора экономики:
Предоставление общественных благ;
Перераспределение доходов и богатства и оказание социальной помощи населению;
Производство и реализация товаров и услуг на коммерческой основе предприятиями, принадлежащими или контролируемыми государством.
В силу своей особой роли государство может также оказывать воздействие на экономическое поведение субъектов хозяйствования путем принятия законодательных и иных нормативных актов, налогообложения, субсидий и других мер регулирования экономической деятельности.
4.Собственность в государственном и муниципальном секторе. Основные типы коммерческих организаций в государственной и муниципальной собственности: государственные унитарные предприятия
5.Особенности управления организациями государственного и муниципального сектора.
6.Содержание понятий «государственный сектор », «муниципальный сектор», «общественный сектор»
7. Человек как субъект экономики и общества.
8.«Человек экономический» и «человек институциональный». Диалектика эгоизма и альтруизма определяет развитие человека.
9. Потребности и интересы человека как фактор развития экономики государственного и муниципального сектора.
10.Теория мотивации а. Маслоу. Закономерности развития потребностей.
12. Индикаторы развития человека в экономике государственного и муниципального сектора.
13.Человеческие ресурсы, человеческий капитал и человеческий капитал: роль в экономике государственного и муниципального сектора.
14.Социальный капитал и социальный ресурс экономики государственного и муниципального сектора.
16. Основные экономические функции государственного и муниципального сектора.
17.Инструменты,с помощью которых государство воздействует на экономику, выполняя свои экономические функции.
18.Сущность государственного и муниципального управления,общие принипы управления, методы управления.
19. Государственная служба и местное самоуправление в системе управления государственным и муниципальным сектором: сущность, виды, принципы.
20. Ресурсы государственного и муниципального сектора.
21. Управление в муниципальном секторе. Вопросы местного значения.
22. Органы местного самоуправления. Муниципальная служба.
23.Провалы рынка- наличие монополий(монополизация рынка). Формы вмешательства государства.
24. Провалы рынка- информационная асимметрия. Регулирующее воздействие государства по ее преодолению.
25.Провалы рынка- внешние и внутренние эффекты. Формы вмешательства государства.
26 Провалы рынка – общественные блага: свойства и классификация.
27. Государственный и муниципальный сектор и производство общественных благ.
28. Макроэкономические провалы рынка связаны:
29 Проблемы переполнения и теория клубных благ.
30 Естественные монополии и пути преодоления противоречий между экономическими и социальными аспектами их деятельности.
31 Проблема «безбилетника» и необходимость участия государства
32 Агентские отношения. Асимметричная информация в общественном секторе.
33Теоретические основы экономического равновесия: понятие общего и частичного равновесия. Отличие от равновесия в государственном и муниципальном секторе от рыночного равновесия.
34 Первая и вторая фундаментальные теоремы экономики благосостояния.
35 Парето – эффективное и оптимальное распределение ресурсов и доходов. Правило Калдора-Хикса
36 Общее (бюджетное) и частичные равновесия в государственном и муниципальном секторе.
37 Два подхода к формированию бюджетной политики: кейнсианский и подход с позиции сбалансированности бюджета.
38 Предложение общественных благ. Условия Самуэльсона-Парето оптимального производства общественных благ.
39 Сущность и специфика общественного выбора в государственном и муниципальном секторе.
40 Механизм голосования избирателей, принцип принятия решения большинством.
41.Парадок избирателя- центриста,порядок и процедура учета интересов меньшенства.
42 Теория общественного выбора в современной экономике.
43 Группы социальных интересов. Логроллинг.
44 Лоббизм. Поиск политической ренты.
45 Необходимость производства товаров и услуг в государственном и муниципальном секторе.
46.Масштабы государственного производства.
47 Проблемы эффективности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, их реструктуризация.
1.Предмет и методы экономики государственного и муниципального сектора.
Предмет
экономики
государственного
и муниципального сектора- формирование
и использование ресурсов государственного
и муниципального сектора и влияние
государства и местных органов власти
на экономическое положение и поведение
фирм и домохозяйств.
Методы
исследования экономики государственного
и муниципального сектора
Под
методом исследования понимается
совокупность приемов и способов познания
процессов экономических явлений и
событий
Классификация
методов исследования:
Общенаучные. Среди
них различают:
Теоретические
А)методы-операции:
анализ, синтез, индукция, дедукция,аналогия, абстрагирование, конкретизация,
обобщение, формализация, моделирование
Б)
методы-действия: диалектические методы,
постановка проблем, построение гипотез,
доказательство
Эмпирические методы:
А)
методы-операции: литературный обзор,
анализ документов и материалов,
наблюдение, измерение, опрос, экспертные
оценки, тестирование.
Методы действия:
отслеживание объектов (мониторинг,
изучение и обобщение опыта), преобразование
объектов (эксперимент, опыт)
2)Частнонаучные
методы исследования:Экономическое
наблюдение,Экономический
эксперемент,Экономическое
моделирование,Экономическая
индукция,Построение экономических
гипотез,Исторический анализ хозяйственных
явлений и др.
3)Методы
междисциплинарного исследования – это
совокупность интегративных способов,
нацеленных на реализацию комплексных
научных программ.
Методы
исследования,
наиболее
часто применяемые в экономики
государственного и муниципального
сектора:
Традиционные методы
формальной логики
Метод теоретического
обобщения и формализации
Системный метод
Структурно-функциональный
метод
Метод моделирования
и систематизации
Исторический
и эволюционный методы исследования
2.Признаки государства как рыночного субъекта.
В
качестве рыночного субъекта государство
характеризуется 3 признаками:
Регулирующий
субъект
В
современных условиях невмешательство
государства в социально-экономические
процессы невозможно, практически
исключено. Неконтролируемые рыночные
процессы разрушительны как для общества,
так и для природы. Поэтому рыночная
экономика, более чем любая другая
нуждается в регулировании. Роль
регулирующего центра может выполнить
только государство в лице правительства,
т.к. оно является институтом, представляющим
все общество и обладающим правом
внеэкономического вмешательства в
экономические отношения. Сейчас споры
идут не о необходимости государственного
регулирования, а его масштабах, формах
и интенсивности. Проблема порождена
постоянными изменениями в экономике,
требующими соответствующих изменений
в масштабах и инструментарии
государственного регулирования.
2.Внерыночное
происхождение государственного дохода.
Рыночным
является такой экономический субъект,
который получает постоянный доход и за
счет которого он осуществляет свои
расходы. Следовательно, государство в
той мере включено в экономику, в какой
располагает доходом. Однако здесь вся
тонкость заключается в том, что природа
государственного дохода уникальна.
Если исключить ограниченную сферу
государственного предпринимательства,
то доход государства возникает в основном
как результат неэкономический действий,
т.е. как следствие перераспределения
части доходов первичных рыночных
субъектов (домохозяйств, фирм) в пользу
государства.
Это
позволяет квалифицировать государство
как вторичный или производный рыночный
субъект, экономическая сила которого
всецело зависит от питающего государство
частного бизнеса.
Следовательно,
доход государства – это не третий
самостоятельный элемент наряду с
доходами домохозяйств и фирм, не особое
слагаемое общественного дохода, а
принудительно обособляемое часть
первичных рыночных доходов, созданных
без государства, а часто и вопреки
государству.
Вот
почему никто пожалуй так не заинтересован
в росте доходов фирм и домохозяйств как
государство. Потому что их доходы – это
единственный источник налогового дохода
государства.
3.Императивный
статус государства
(от
латинского «императив»- повелительный)
Государство-это
единственный субъект в рыночной
экономике, требования которого обязательны
для всех негосударственных субъектов.
Однако эта обязанность жизненно
необходима системе свободного
предпринимательства, т.к. создает единые
правила поведения для всех рыночных
субъектов. Императивность придает
государственному доходу обязательный
характер. Основной механизм экономического
вмешательства.
Государственный сектор экономики – это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных имущественных объектов, находящихся в собственности государства.
В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования,где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор – самостоятельный комплексный инструментгосударственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.
Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса.
Например, наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи;
· усилить контроль со стороны государства над важнейшими народнохозяйственными процессами;
повысить общее антикризисное воздействие; регулировать потоки инвестиций;
· упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства;
· противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.
Основными экономическими функциямигосударственного сектора являются:
стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;
· реализация государственной структурной политики;
· поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;
· поддержание определенного уровня цен;
· решение проблем занятости;
· обеспечение внешнеэкономического равновесия;
· обеспечение приоритета социальных целей.
Общественный сектор экономики
Сущность, функции и структура государственного и муниципального сектора экономики
Общественный сектор — важнейшее звено смешанной экономики, ее неотъемлемая составная часть — представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства и муниципалитетов.
Общественный сектор (включающий относительно самостоятельные государственный и муниципальный блоки,) в узком смысле — это комплекс предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих различные виды социально-экономической деятельности (предпринимательскую, управленческую, гражданской защиты, социального обеспечения и услуг, культурную и др.), находящихся в государственной или муниципальной собственности и управляемых соответствующими органами, или назначаемыми (нанимаемыми) ими лицами.
В более широком смысле в состав его структурных элементов включают всю совокупность объектов общественной (государственной и муниципальной) собственности — земли, природных ресурсов, предприятий, имущественных комплексов, денежных фондов, ценных бумаг, золотовалютных ресурсов и т.д. Важнейшей частью общественного сектора экономики является система государственных и муниципальных бюджетов и фондов социального страхования, а также федеральные, региональные и местные органы власти, управляющие всеми элементами сектора и осуществляющие государственное регулирование экономики. В этом случае функции общественного сектора в экономике отождествляются с государственными функциями регулирования экономики.
Таким образом, государственный (муниципальный) сектор в экономике — многокомпонентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс, посредством которого государство выполняет следующие функции:
Формирование экономического потенциала страны, обеспечивающего хозяйственную жизнь общества;
Мобилизация и перераспределение денежных средств;.
Регулирование экономической деятельности, улучшение сбалансированности хозяйства и ликвидация диспропорций, выравнивание экономического цикла (с помощью государственных инвестиций, госзаказа, госзакупок, налоговых льгот и кредитов, создания и реконструкции предприятий инфраструктуры и т.д.);
Формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства на основе реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства;
Поддержка занятости населения путем сохранения существующих и создания новых рабочих мест;
Организация производства общественных благ: развитие науки, НИОКР, подготовка и переподготовка кадров, интенсификация отдельных видов
экономической деятельности с помощью государственных предприятий и организаций;
Обеспечение экономической безопасности.
В зависимости от целей, характера решаемых задач и источников финансирования в его составе можно выделить три основных блока.
1. Государственные (муниципальные) предпринимательские структуры. К ним относятся государственные унитарные и федеральные казенные предприятия (заводы, фабрики, хозяйства и др.), муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные банки и страховые общества, государственные (муниципальные) коммерческие торговые и предоставляющие различные платные услуги учреждения, организации (например, «Рособо-рон-экспорт», «Российский кинопрокат», Новосибирсквнешторгбанк, Муниципальный банк, Новосибирскснабсбыт, НГТС и др.).
Читайте: |
---|